В следующем году приобретут ещё 250 электробусов

В Доме печати состоялась пресс-конференция, посвященная деятельности сферы транспорта в уходящем году.

Уходящий год в нашей области стал годом хороших изменений, перемен и событий в сфере транспорта. Можно с уверенностью сказать, что самаркандцы уже почувствовали вкус цивилизованного сервиса в сфере транспорта. Это особенно заметно на таких маршрутах, как М1, М5, М3 и некоторых других, которые перешли в систему брутто-контрактов.

В начале 2024 года транспортники заявляли, что Самарканд приобретет 100 электробусов. И, надо сказать, они сдержали слово. Уже получен 71 из них. На действующие маршруты поставлены 36, решаются организационные вопросы, связанные с выпуском и остальных 35 автобусов (получение номерных знаков, оформление документов и т.д.). После этих процедур, точнее, с 1 января нового года, они будут поставлены на маршруты М6, М15, М12, Т4, Т3 и т.д. Кроме того, на днях ждут поступления еще 29 электробусов. В течение года было приобретено и 40 обычных автобусов, работающих на газе.

Как мы помним, в начале осени началось строительство новой автостанции со всеми необходимыми условиями, мастерскими, зарядными устройствами, комнатами отдыха, столовой для водителей. В настоящее время, по данным областного управления транспорта, строительные работы выполнены на 80 процентов и быстро идут к завершению. Кроме того, выводятся за пределы города действующие старые автостанции, так, чтобы все они находились в зоне кольцевой дороги. Скажем, в круге Мотрид автостанция будет обслуживать те автобусы, которые связывают город с Иштыханским, Пайарыкским, Акдарьинским, Кошрабадским районами. Другие автостанции, возводимые на территории махалли «Чумчукли» Самаркандского района, соответственно будут обслуживать иные районы. Завершается и строительство автовокзала, где будут отдельные перроны для междугородних, межрайонных, городских автобусов. Словом, в сфере транспорта активно восстанавливаются цивилизованные отношения.

На пресс-конференции прозвучали вопросы, на которые транспортники давали исчерпывающие ответы.

- Почему в последнее время наблюдается такой беспорядок на автостанции в Кафтархона? Автобусы не заезжают туда, стоят на дороге, мешают проезду автомобилей...

- Автостанция «Кафтархона» изначально не являлась государственной. Она принадлежала частному предпринимателю, который использовал ее как автостанцию. А теперь он передумал, у него другие планы, и он расторгнул договор с управлением транспорта. Поэтому автобусы туда не заезжают. Вместо «Кафтархона» мы строим другую автостанцию на территории махаллинского схода граждан «Чумчукли» Самаркандского района.

- Что будет сделано в наступающем году для дальнейшего улучшения деятельности сферы транспорта?

- В наступающем году мы продолжим начатые нами дела. В сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития мы приобретем еще 250 новых электробусов. И они также будут поставлены на городские маршруты. Кроме нас, в этом направлении работают еще и частные компании по перевозкам пассажиров, такие как «Мароканд-777», «Хамкор транспорт». Они покупают новые автобусы на газе. Вообще, если помните, мы еще в 2021 году в сотрудничестве с Российской Федерацией разработали транспортный мастер-план. И тогда с учетом количества жителей махаллей города Самарканда, их потребностей в транспортных услугах были разработаны 43 маршрута, которые охватывают весь город. Для обслуживания этих маршрутов необходимы 503 автобуса, а у нас их всего 240. Этого, конечно же, мало, и мы делаем все для достижения требуемого количества автобусов. Но на все, как говорится, нужно время.

- Раньше в городе было более 60 маршрутов, почему многие из них упразднены?   

- Тогда многие маршруты дублировались. Сейчас, когда автобусов мало, мы не можем себе позволить дублирующие маршруты. Со временем, когда количество автобусов увеличится, эту проблему можно будет решить.

- Как вы уже говорили, брутто-контрактники не интересуются количеством пассажиров, для них важны пройденные километры. Насколько это рентабельно для предпринимателей?

- Надо сказать, что во всем мире сфера пассажирского транспорта убыточна, нерентабельна, она сидит на дотациях. У нас то же самое. Поэтому в нашей республике создан специальный фонд, на средства которого мы и формируем оплату деятельности автопредприятий. А собранные с пассажиров средства перечисляются в данный фонд. Если не дотировать сферу транспорта, улучшить ее деятельность будет невозможно. Для государства брутто-контракты, конечно же, не рентабельны. Мы делаем это для того, чтобы улучшить качество услуг и приблизить его к мировым стандартам.

- Почему после шести-семи часов вечера в городе резко уменьшается количество автобусов? Людям в позднее время приходится добираться до пункта назначения на такси. Ведь во всех цивилизованных странах автобусы ходят допоздна.

- Брутто-контрактники у нас тоже ездят до 21.00-22.00 часов, это оговорено в условиях договоров с ними. В противном случае это отразится на их заработной плате. Но вот давать какие-то указания на этот счет частным предпринимателям мы не можем. Потому что ни один предприниматель не станет работать себе в ущерб. Они видят, что вечером пассажиров становится меньше и тут же сворачивают в гараж. Решение указанной вами проблемы опять-таки кроется в брутто-контрактах. Чем больше будет у нас электробусов и брутто-контрактников, тем больше автобусов будет обслуживать нас в позднее время. Этого мы и добиваемся.

- Сейчас на некоторых улицах города уже созданы специальные полосы для автобусов, но водители легковых машин все равно занимают эти ряды. Что делается для предотвращения таких случаев?

- В наших новых электробусах есть специальные видеокамеры, которые фиксируют такие машины, их госномера и в режиме онлайн передают эту информацию в госавтоинспекцию. Так что нарушителям – водителям легковушек придется отныне платить штрафы. Надеемся, мы скоро увидим результат такого новшества. Заплатив пару раз штраф, нарушители, надеюсь, подумают, стоит им занимать автобусные полосы или нет. Вообще, в некоторых европейских странах людям не разрешается ездить на личных авто, кроме выходных дней. Или, скажем, в определенные дни по городу могут передвигаться только машины с четными номерами, в другие дни с нечетными. Возможно, мы также придем к такому решению в будущем из-за пробок на дорогах города.  

- В столице с первого января полностью переходят на карточную систему при оплате за проезд. Планируется ли такое и у нас?

- Пока такое не предвидится. Но система оплаты наличными действительно порождает много проблем. Именно с этим связано то, что автобусы подолгу стоят на остановках, пассажирам грубят кондукторы и т.д. С введением карточной системы все это само собой исчезнет. Зачем нужен кондуктор, если у людей карточки? Кроме того, с нового года за проезд наличными нужно будет платить три тысячи сумов, а с карточки 1,6 тыс. сумов. Так что у горожан будет выбор.

- Проводится ли какая-то профилактическая работа с водителями автобусов? Поведение многих из них вызывает возмущение у пассажиров.

- На это счет с брутто-контрактниками у нас разговор короткий. Малейшее нарекание со стороны пассажиров отразится на их зарплате. Но вот с частниками дело обстоит сложнее, мы не имеем такого механизма воздействия на них. Но, несмотря на это, каждую неделю проводим беседы и с ними.  

Подводя итог пресс-конференции, можно сказать, что на обывательском уровне человек быстро привыкает к комфорту, который начинается казаться чем-то само собой разумеющимся. Но если взять масштабно, так сказать, аналитически, нельзя не отметить, что в области проводится большая работа по улучшению сферы транспорта, результаты которой мы видим уже сейчас.

Фуркат ТУРНИЯЗОВ.