В поисках оташкады
Многие ученые - востоковеды и историки сходятся в одном, что зороастризм, как религия, образовалась на территории Хорасана, Бактрии (Балх) и Согдианы, то есть на востоке Ирана, в Афганистане и Средней Азии. Подтверждает мнение факт, что пророк Зороастр или Зардушт, основатель этой религии, является уроженцем провинции Балх (Афганистан), а в главах "Вандеват" и "Яшт" священной книги "Авеста" особо отмечаются географические места Согд, Муру (Мерв), Ховайва (Герат), Хаворасмия (Хорезм), Багдо (Балх), Нисоим (около Ашхабада).
Как правило, для огнепоклонников оташкада (храм огня) являлся центром для проведения молитв, ритуалов и праздников. Востоковеды отмечают, что Зороастр впервые сам основал в городе Балхе храм огня под названием Мехрбурзин.
В средние века основоположники фарса-таджикской литературы указывали на то, что в том же Балхе располагался главный храм огня под названием "Навбахор", и эта оташкада почиталась огнепоклонниками так же, как мусульманская святыня Кааба. Здесь даже проходила коронация падишахов стран, проповедующих зороастризм.
В Исламской республике Иране (в городе Исфахане и Кашоне) оташкада находится в первозданном состоянии и бездействует. А в Тегеране и Язде находятся действующие храмы огня. Вообще, в Иране по статистике около 30 тысяч зороастрийцев, у них 31 сообщество, и они действуют вполне легально, имея одного депутата в парламенте и выпуская три газеты. Также оташкады есть в Азербайджане, Индии, Пакистане и Таджикистане, США, Англии, Занзибаре (Африка).
По мнению академика Б. Гафурова, слово "Согд" означает огонь, и, на мой взгляд, название Ферганского района Сох также исходит от согдийского слова "сохт", то есть гореть.
Отсутствие оташкады на территории Согдианы, думаю, объясняется тем, что здесь происходило наибольшее сопротивление арабским захватчикам и навязыванию новой религии среди здешних народов, почитающих преимущественно зороастризм. Пример тому восстания Муканны, Шерзода, Аморзи и Абумуслима.
Как отмечают средневековые ученые, несмотря на жестокость арабских завоевателей, согдийцы вновь и вновь возвращались к зороастризму. Историк Х века Наршахи в своей книге "История Бухары" приводит пример, что наместник Харасана Кутайба ибн Муслим, захватив Бухару, расположенный в центре города храм огня, превратил в Соборную мечеть. Последующие наместники халифата также планомерно разрушали оташкаду по всей территории и пытались повсеместно искоренить огнепоклонничество.
На согдийском языке оташкада называлась "вагна", а ее настоятель - "вагнпат", священник оташкады - "атрабана", священный огонь - "адархура". Слово "пат", постепенно превращенное в "пад", означает владельца или главу. Так, "зех+пад" - глава деревни, падишах - владыка шахской власти, дизпад и аркпад - владыка крепости, дабирпат - глава министерского аппарата. Кстати, таджикское (в том числе на фарси) слово "деха" происходит от того же "зех".
С помощью этих слов мне удалось разгадать смысл названия села в Варганза Китабского района Кашкадарьинской области, которое состоит из компонентов "вагна+зех", означающее село с храмом огня. Такой же смысл топонимя у селения Варзонзех Шафирканского (Шапурканского) района Бухарской области.
По мнению узбекского автора учебника "История Узбекистана", академика А. Мухамеджанова, земли, принадлежащие храмам огня, назывались вагнзе.
В Ургутском районе имеется довольно крупное село под названием Вагашти, состоящее из слов "вагн+хишти", означающее "кирпичный храм огня". Уместно отметить, что во всех вышеназванных селах проживают преимущественно таджики, которые являются потомками согдейцев.
Наверное, будет полезно дать информацию о том, что староперсидское слово "пат" употребляется и в отношении животных. Так, "асп+пат" - владыка коня, "гов+пат" - хозяин коровы. Правда, бухарские согдийцы вместо слова "аспад" использовали слова "асвар", состоящее из морфем асп+вар, то есть "аспсавар", подразумевается человек, имеющий коня и который по рангу считается дворянином.
А бывший сакский город Истаравшан, ныне город в Таджикистане Ура-Тюбе, в далеком прошлом греки называли Кираполь, то есть Кира - по-персидски Крушон. Дворянина или вельможу называли "афшином", получается, что данное слово, состоит из асп+шин и означает в прямом смысле "человека, сидящего на коне", косвенно "вельможа". Ныне в Иране Афшин является довольно распространенным мужским именем.
Думаю, что приведенные лично мной староперсидские и согдийские слова могут послужить ключом к разгадке тайн названий наших старинных мест и дать основание для выявления ценных материалов о наличии оташкад на земле древнего Согда.
Муминбек СУЛТАНОВ.