В каком состоянии объекты культурного наследия в Самарканде?

Сегодня в нашей области в Государственный перечень недвижимого имущества объектов материального культурного наследия включено 1 607 объектов, из них 1 011 республиканского и 596 местного значения. Археологическими объектами культурного наследия являются 973, архитектурными - 564, достопримечательностями - 34, монументальными - 36 и 221 частный жилой дом.

Территория исторического центра города Самарканда составляет 1 123 га, а охраняемая зона – 1 369 га. В 2001 году на 25-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Хельсинки (Финляндия), исторический центр был включен в список всемирного наследия под названием «Самарканд – перекресток культур».

- В последние годы особое внимание в нашей стране уделяется охране объектов материального культурного наследия, их научному изучению, рациональному использованию, повышению их роли и значения в увеличении туристического потенциала, - говорит главный хранитель Самаркандского государственного музея-заповедника Махмудхон Юнусов. - Например, до 2018 года действовали два нормативно-правовых документа, касающихся культурного наследия. Начиная с 2018 года, были приняты два закона, и ряд постановлений и указов Президента РУз Кабинета Министров, закрепляющие охранный статус объектов истории и культуры. В последующие годы на основании этих нормативных документов осуществляется передача материальных объектов культурного наследия следующему поколению, реставрация и консервация объектов, находящихся в аварийном состоянии или под угрозой исчезновения, определение их охраняемых территорий, повышение правовой грамотности граждан в их использовании. Кроме того, проводятся такие важные мероприятия, как применение зарубежного опыта в их сохранении.

Несмотря на прогресс в этом направлении, в системе все еще существует множество проблем, которые необходимо решить в ближайшие годы.

По словам М. Юнусова, прежде всего, необходимо пересмотреть «Национальный список недвижимого имущества, объектов материального культурного наследия» и внести необходимые коррективы. Большим событием стало утверждение на уровне постановления правительства национального перечня недвижимого имущества, объектов материального культурного наследия. Это подтвердилось и в 2019 году, через 28 лет после обретения независимости нашей страны. Однако в данном списке, к сожалению, еще много путаницы, что в свою очередь вызывает трудности в работе, проводимой над объектами материального культурного наследия.

К примеру, медресе Усматбоя, расположенное в доме 3-«А» по ​​улице Регистанской г. Самарканда, внесенное в национальный реестр, должно было быть включено как медресе Дустматбоя. Подобные ошибки очень распространены. Каратепа внесены в национальный список под именами Кизилтепа, Сарыктепа. Эти археологические объекты включены в научный оборот с 30-х годов прошлого века и упоминаются во многих литературных источниках.

Известны также случаи, когда национальный список составлялся наспех, без осмотра объектов на местах, на основе списков, составленных в 30-50-х годах минувшего столетия. В результате в список попали и археологические объекты, фактически исчезнувшие еще до 90-х годов прошлого века. При этом, по предварительным оценкам, количество объектов материального культурного наследия, не вошедших в национальный реестр, составляет около 200. Также необходимо включить их в национальный список и тем самым сохранить.

Большие проблемы вызывает и то, что не создана единая электронная база данных материальных объектов культурного наследия. Мировой опыт показывает, что база данных обо всех объектах материального культурного наследия поддерживается и открыта для всех, ее ведение обеспечивает прозрачность проводимой работы на местах и ​​облегчает общественный контроль.

Специалисты давно говорят о необходимости оцифровать объекты материального культурного наследия и оформить документы о статусе сохранности. С помощью специальных фотодронов делается трехмерная фотография каждого объекта. Описание его текущего состояния прикрепляется к данной фотографии. В результате повышается ответственность организаций, временно эксплуатирующих объекты материального культурного наследия, владельцев частной собственности и ответственных лиц в целом. Время от времени объекты при осмотре сравниваются с их фотографиями и описаниями в записях о сохранности.

На данный момент более 90 процентов (1467) объектов материального культурного наследия Самаркандской области имеют собственный кадастровый паспорт. Но работа не завершена. Кроме того, необходимо установить охранные знаки на всех объектах и оградить их. Особенно это касается археологических памятников. До сих пор под охраной находится лишь половина памятников материального культурного наследия региона.

Еще одна боль - 130 из существующих в нашем регионе 1 607 объектов культурного наследия находятся под угрозой исчезновения. Первичные консервационные работы на этих объектах должны быть проведены как можно скорее.

Около 60 объектов археологического наследия в нашем регионе до сих пор используются под кладбища. Это приводит к исчезновению высоких культурных слоев на этих объектах, а ученые делают неверные научные выводы. Необходимо выделить отдельное место для кладбищ и прекратить использовать в их качестве археологические курганы.

Оцифровка объектов материального культурного наследия, внесение изменений в национальный реестр, ведение единой электронной базы данных должны осуществляться с привлечением широкой общественности, ученых и специалистов. При этом хороший эффект может дать привлечение к этим процессам иностранных и местных грантовых средств, а также выделение средств из местного бюджета.

Подготовил Шухрат ХУСЕЙН.