Как учителя проводят свой отпуск?

Лето - время отдыха, новых впечатлений и восстановления сил. Для школьников организовано немало развлекательных и образовательных программ. А что же с теми, кто на протяжении года учил, поддерживал, вдохновлял? Как проводят каникулы их учителя - люди, без которых невозможно представить полноценное образование?

После насыщенного учебного года, заполненного проверками тетрадей, подготовкой к урокам, собраниями и отчетами, многие педагоги истощены физически и эмоционально. Лето - пожалуй, единственная возможность для большинства из них немного выдохнуть.

- Думаю, первое, что делают многие коллеги - позволяют себе просто не быть «учителем», - рассказывает представитель областного управления дошкольного и школьного образования Бахтигул Каршиева. — Проснуться без будильника, побыть в тишине, не думать о том, как объяснить сложную тему. Отпуск - время, чтобы наверстать отложенное: сделать ремонт, побывать у друзей, сходить в театр или просто почитать хорошую книгу.

Интересно, из десяти опрошенных нами школьных педагогов – восемь проводят свой отпуск дома. Кто-то помогает с внуками, консервирует фрукты и овощи на зиму, а кто-то занимается репетиторством, готовят будущих первоклассников или подтягивают старшеклассников по предметам.

Лишь малая часть педагогов может позволить себе полноценный отдых в санаториях. По данным регионального отделения общества «Маърифат парварлари», на базе которого работает санаторий «Устоз» в Акдарьинском районе, с начала текущего года и до 20 июля оздоровление там прошли около тысячи педагогов.

- За одну смену мы принимаем от 150 до 180 человек, - говорит главный бухгалтер регионального отделения общества Ислом Кузиев. - До конца года ожидается, что в санатории отдохнут более 4 000 человек. Но это не только сами учителя, но и члены их семей. В течение года основными гостями являются родственники, а летом - преимущественно сами педагоги.

Словом, менее 10 процентов педагогов региона, а всего их 61 тысяча, посещает санатории. Еще меньшая доля имеет возможность путешествовать.

К примеру, преподаватель общеобразовательной школы №51 города Самарканда Ольга Викторенко отмечает, что благодаря совмещению работы в государственной и частной школах, получила возможность расширить свои горизонты.

- Раньше дальше Самарканда не уезжала. А сейчас могу себе позволить слетать в Москву или, как в прошлом году, отдохнуть на Иссык-Куле, - говорит она. - Убеждена, что учитель должен путешествовать: это обогащает личный опыт и делает уроки живыми. Ведь передать знания - не значит просто пересказать учебник.

С ней соглашается и преподаватель школы №21 Пахтачийского района Ольга Степанова:

- Весь год откладывала деньги, и вот на днях еду в Грузию. Считаю, что важно хотя бы раз в год выбираться куда-то за новыми эмоциями. Даже если не за границу. В Узбекистане много прекрасных мест. Например, весь июнь я провела в Самарканде, проходила курсы повышения квалификации, но на сам город толком времени не осталось. В основном, отпуск провожу с детьми, готовлю их к предметной олимпиаде.

К сожалению, для многих педагогов даже скромная поездка в соседний регион - непозволительная роскошь.

- Я бы с радостью поехала хотя бы в Заамин, но пока не получается, - делится преподаватель общеобразовательной школы №9 города Самарканда Диловар Бурханова. - В санаториях ни разу не была - не по карману. Отпуск провожу дома. Раз в неделю, несмотря на отпуск, прихожу в школу и провожу с детьми занятия, ведь в стране проходит масштабный проект «Ударные 90 дней». А совсем скоро начнем активную подготовку к новому учебному году.

Несмотря на усилия, направленные на поддержку системы образования, вопрос полноценного отдыха педагогов остается открытым. Из 61 тысячи педагогов области в санаториях восстанавливают здоровье едва ли 4 тысячи человек в год. Для большинства отпуск - не тишина и перезагрузка, а хлопоты по дому, репетиторство и участие в школьных проектах.

На фоне стремлений к улучшению качества образования поддержка учителя - не только повышение зарплаты, которая, к слову, до сих пор находится ниже среднереспубликанского уровня, но и забота о его здоровье, отдыхе и эмоциональном благополучии также являются важными. Ни для кого не секрет, что педагог, который отдохнул, получил новые впечатления и восстановил силы – это инвестиция в будущее образование страны.

Малика АБАЙДУЛИНА.