Транспортная модель есть, теперь нужно время
Почти каждый пятый житель и гость Самарканда пользуется общественным транспортом. Однако до сих пор у ряда соотечественников городской транспорт вызывает исключительно негативные ассоциации. Во время пресс-конференции, прошедшей в Доме печати, представители областного управления транспорта рассказали, какие меры предпринимаются для того, чтобы граждане охотнее «пересаживались» с личных авто и такси на городской транспорт, а также о том, как в городе реализуется транспортный план, разработанный российской компанией Simetra.
По мнению специалистов, сделать городской транспорт более привлекательным поможет брутто-контракт. На эту модель, при которой город расплачивается с перевозчиком за качество услуг, общественный транспорт Самарканда переведут с января следующего года.
- В городе будет создана диспетчерская, специалисты которой станут отслеживать пассажирский потом на автобусах, электробусах или трамваях, а также насколько качественно осуществляется пассажироперевозка, - отметил начальник управления транспорта Акобир Ашуров. - Качественный показатель будет зависеть от соблюдения перевозчиком расписания и интервалов движения, а также санитарных условий в салонах транспорта и культуры общения водителей с пассажирами. В настоящее время разработан и утвержден график перехода на новую модель, как для 42 автобусных маршрутов, разработанных в рамках реализации транспортного мастер-плана Самарканда и Самаркандской агломерации, так и для всего городского транспорта города.
Напомним, что в октябре 2021 года российская компания Simetra совместно с представителями отечественной рабочей группы разработала для Самарканда транспортный мастер-план, который планируется реализовать до 2031 года. На сегодняшний день полностью пересмотрен маршрут автобусов. Специалистам удалось почти в два раза сократить число дублирующих маршрутов, а также организовать по Самарканду пассажироперевозку в транспорте большей вместимости. Сегодня по городу курсируют порядка 100 низкопольных автобусов, каждый из которых рассчитан на 70 пассажиров, а также 6 десятиметровых электробусов.
Понятное дело, что решить актуальность общественного транспорта исключительно завозом новых машин невозможно. В мастер-плане, разработанного российскими специалистами, прописан ряд мер по изменению в Самарканде улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры в целом. К примеру, организация 32 км выделенных полос для приоритетного проезда общественного транспорта. В настоящее время «выделенка» имеется только на улицах Ибн Сино и Бустонсарой и ее протяженность составляет 5,5 км. Пока она представляет собой обычную дорожную разметку. Для того чтобы у общественного транспорта появился приоритет, в ближайшее время планируется установить перед заездом на выделенные полосы дорожные знаки, камеры фиксации нарушений, а также начать штрафовать водителей легковых и грузовых автомобилей, заезжающих на спецполосу. Такая работа сегодня активно ведется в Ташкенте.
Согласно мастер-плану, в Самарканде намечено соорудить семь транспортных развязок, два путепровода, 18 мостов, построить новые дороги общей протяженностью 130 км, а также реконструировать 120 км внутренних и магистральных дорог. В этом направлении сегодня предпринимаются определенные меры. Наглядный тому пример – строительство в Самарканде подземных тоннелей и автомобильных мостов.
В ближайшие годы самаркандским специалистам также предстоит построить новые и продлить действующие трамвайные маршруты, а также запустить железнодорожные пригородные маршруты.
Учитывая, что город, прежде всего, для людей, а не для транспорта, в рамках мастер-плана ожидается ограничение скоростного режима на 89 участках, а также увеличение протяженности велосипедных дорожек на 101 км. В настоящее время велодорожки расположены на 178 км.
Как отмечают специалисты, все вышеперечисленное позволит Самарканду не только разгрузить дороги, но и сделать их более безопасными.
- Самарканд постепенно превращается в город «миллионник» и ему, безусловно, необходима удобная и грамотно спланированная транспортная модель, - говорит представитель областного управления транспорта Шерзод Халилов. - Благодаря компании Simetra, она у нас есть, и мы поэтапно ее реализуем. Ожидается, что после выполнения всех намеченных задач общественным транспортом будет пользоваться каждый третий житель и гость Самарканда, благодаря чему на дорогах станет меньше заторов, дорожно-транспортных происшествий, да и вредных выхлопных газов.
Стоит отметить, что сегодня общественный транспортом пользуется 19 процентов жителей и гостей города. Ежедневно низкопольные автобусы в среднем перевозят 70 тысяч пассажиров. Вдвое меньше пассажиров пользуются услугами автобусов малой вместимости «Исузу». Что касается трамвая, то на нем каждый день ездит свыше 7,5 - 8 тысяч пассажиров. Популярность среди соотечественников набирают и электробусы. Ежедневно на них до места назначения добираются свыше 3,3 тысяч пассажиров.
Малика АБАЙДУЛИНА.
Фото автора.