«Стол находок» переезжает
Итогам года в сфере оказания населению государственных услуг была посвящена пресс-конференция, прошедшая в областном Доме печати.
Всего за 12 месяцев центрами государственных услуг оказано 780 363 услуги, зарегистрирован 30 401 субъект предпринимательства, из них 12 076 как юрлица, а 18 261 - ИП. Также зарегистрировано 53 предприятия с иностранными инвестициями.
Для справки:
Самыми востребованными госуслугами в Самаркандской области в 2021 году стали:
- определение ребёнка в детский сад – 161 184 обращения;
- получение электронной цифровой подписи для юр- и физлиц – 89 539 обращений;
- оформление кадастрового паспорта – 51 785 обращений;
- получение справки о заключении и отсутствии брака, разводе – 25 080 обращений;
- государственная регистрация прав на недвижимое имущество – 34 320 обращений;
- заявления на установку или снятие прибора учета питьевой воды – 21 859 обращений;
- снятие счётчика питьевой воды на поверку – 14 133 обращения.
Кроме того, в прошлом году сотрудники центров оказали 26 335 государственных услуг в отдаленных районах и густонаселенных селах на выездной основе. Во время выездов было зарегистрировано 1 352 субъекта предпринимательства. Анализ показывает, что в прошлом году количество государственных услуг, оказываемых на мобильной основе, увеличилось на 16 426 по сравнению с предыдущим периодом.
В ходе оказания госуслуг на выездной основе обращения граждан больше касались устройства детей в детский сад (4 394), регистрации граждан в накопительной пенсионной системе (2 242), подключения к электрическим сетям мощностью не более 20 кВт (630).
- Известно, что с 1 июня прошлого года отменен порядок требования с граждан ряда справок, - отметил руководитель пресс-службы областного Агентства государственных услуг М. Хасанов. – Несмотря на эти правила, поступило 61 100 обращений в центры госуслуг за документами, которые государственные органы должны самостоятельно запрашивать через платформу межведомственной интеграции в системе «электронного правительства». В частности, гражданам выданы справки о состоянии на учёте в нарокологическом (11 991) и психоневрологическом диспансерах (12 856), браке/разводе (2 417), судимости (24 013), наличии недвижимости на имя гражданина (2 309) и т.д. На сегодняшний день организациям, нарушившим соотвествующее постановление, вынесено 117 предупреждений, а 10 работников привлечены к административной ответственности.
В ходе пресс-конференции были отмечены новшества, введенные в сферу с наступившего года. Так, с 1 марта центры госуслуг будут предоставлять услуги по приему, хранению и возврату утерянных предметов их владельцам. Работа «стола находок» в системе внутренних дел будет прекращена. При этом нужно будет лично явиться в центр или обратиться через ЕПИГУ по поводу обнаружения пропавших вещей близких родственников.
Найденные предметы будут храниться в центре в течение 6 месяцев. Если за это время хозяин не найдётся, то лицо, обнаружившее находку, уведомляется о возникновении у него права собственности на вещь. В случае отказа принять ее, вещь становится государственной собственностью и в течение трех рабочих дней выставляется на электронный аукцион на торговой площадке E-auksion.
Утерянные справки и различные официальные документы, поступившие в центр, в случае невостребованности их владельцами в течение месяца будут направлены в организацию, выдавшую этот документ. За выдачу справки о том, что утерянная вещь не найдена, взимается плата в размере 5 процентов БРВ (сейчас 13 500 сумов). При обращении через ЕПИГУ сумма составляет 10 800 сумов.
Кроме того, с 1 июля внедряется система оказания композитных услуг по регистрации смерти. То есть, по заявлению близких родственников умершего лица ЗАГС оформляет актовую запись о смерти на гербовом свидетельстве по экстерриториальному принципу либо направляет ее посредством почтовой связи.
Также были отмечены системные недостатки и проблемы, с которыми сталкиваются граждане при получении государственных услуг. В частности, в органах Агентства государственных услуг не учтена возможность пользоваться госуслугами иностранным гражданам, в том числе и инвесторам, предоставляемыми госорганами Узбекистана за границей.
- В прошлом году количество государственных услуг, оказываемых онлайн, составило всего 15% от общего числа оказываемых услуг, - отметил Мансур Хасанов. - Несмотря на то, что большинство пользователей является абонентами мобильных операторов, из-за неразвитости системы мобильной идентификации через мобильное приложение ЕПИГУ предоставляется только 44 электронные услуги. Имеются бюрократические препятствия при регистрации безработных граждан и выплате пособий по безработице. В Едином реестре госуслуг насчитывается 722 государственные услуги, из которых только 22% (157) предоставляются через центры обслуживания населения.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.