Сохраним земли от деградации

Опустынивание является одной из самых глобальных и актуальных проблем в современном мире. Что делается в Узбекистане, в частности, в Самаркандской области для решения данной проблемы?

Опустынивание – деградация земель в аридных, полуаридных и засушливых областях земного шара, вызванная как деятельностью человека, так и природными факторами и процессами. Деградация земель означает снижение или потерю биологической и экономической продуктивности пахотных земель или пастбищ в результате землепользования. Характеризуется увяданием растительности, снижением связанности почвы, в результате чего становится возможной быстрая ветровая эрозия.

Опустынивание относится к трудно компенсируемым последствиям климатических изменений, так как на восстановление одного условного сантиметра плодородного почвенного покрова уходит в аридной зоне в среднем от 70 до 150 лет.

По оценкам ООН, опустынивание в перспективе может затронуть более миллиарда человек и около трети всех земель, использующихся в сельскохозяйственных целях.

В нашей республике в настоящее время из 21,1 млн. гектаров пастбищных земель в той или иной степени подвержены деградации около 40 процентов. В Самаркандской области эти показатели составляют 347 794,7 га общей площади или 17,9 процента деградированных земель. Все это вызвано как глобальными климатическими изменениями, так и человеческим фактором.

Уменьшение растительного покрова в пастбищах стало причиной активизации движущихся песков – больших песчаных массивов в пустыне, лишенных растительности, передвигающихся в направлении господствующих ветров. Ведь именно растения своей корневой системой удерживают пески, не допускают снижения уровня подземных вод, уменьшают скорость ветров.

К примеру, около половины из 700 гектаров одного из крупнейших пастбищ Самаркандской области Карнабчуля на сегодня покрыто гармалой, в то время как всего лишь 50 лет назад эти площади были заняты такими растениями, пригодными для кормов, как изень, полынь, чогон и т.д. Деградация этих земель полностью является следствием деятельности человека. Уже сейчас хозяйствующие субъекты, действующие на подвергнутых деградации землях, вынуждены пасти овец на территории других районов, что приводит к большим потерям поголовья скота, огромным затратам, связанным с передвижением на далекие расстояния и т.д.

Наше государство уделяет большое внимание решению этих проблем. Принят Закон «О пастбищах», подписаны постановления Главы государства и Кабинета Министров. В рамках этих документов в нашем институте проводятся научные исследования по повышению продуктивности пастбищ, акклиматизации кормовых растений, устойчивых к засухе и засоленности земель, созданию новых сортов таких растений, а также улучшению семеноводства этих сортов.

Для организации первичного семеноводства мы работаем на 100 га семеноводческих площадей в Карнабчуле, 100 га в Нуратинском районе Навоийской области, 100 га в Караулбазарском районе Бухарской области. Сегодня мы ежегодно производим на этих площадях до 5-6 тонн семян пастбищных растений.

В 2022 году было принято Постановление Президента РУз «О мерах по созданию эффективной системы борьбы с деградацией земель». В документе поставлена задача по улучшению состояния почти двух с половиной миллионов гектаров пастбищ в Узбекистане в период с 2022 по 2026 год. Теперь посчитаем: для улучшения 1 га пастбища необходимо не менее 15 кг семян. А для улучшения 2,5 млн. гектаров пастбищ необходимо 37,5 тыс. тонн семян. Для одной организации это непосильная задача. Думается, решение надо искать в улучшении состояния пастбищ каждого отдельно взятого хозяйства силами этих же хозяйств.  

Деградированные пастбища – это в основном места выпаса скота, земли вокруг колодцев. Если вблизи каждой отары создать по 20-30 га агробиоценоза, то можно обеспечивать скот кормами в осенне-зимний период. Тогда в течение двух сезонов часть пастбищ можно будет не трогать, и растения дадут семена. Это одна из важнейших задач на сегодня. Только за последние годы в нашем НИИ созданы новые сорта чогона (Джайхун), атриплекса (Ягона), житняка (Ишонч), астрагала (Октог), изеня (Нурато) и других пустынных кормовых растений. Хозяйства должны быть заинтересованы активно их использовать.

Еще одна задача – создание защитных лесных саксаульных насаждений для борьбы с ветровой эрозией. Как известно, саксаул, во-первых, прекрасная кормовая культура, во-вторых, другие растения, выращиваемые рядом с саксаулом, обеспечиваются естественной защитой от засухи, ветровой эрозии, повышенных температур. Саксаул снижает быстрое испарение влаги из почвы вдвое. В результате ускоряется скорость роста растений, растущих рядом с ним. В 80-ые годы прошлого столетия существовал так называемый пастбищно-мелиоративный трест, который занимался внедрением создаваемых учеными технологий. Возможно, надо восстановить деятельность этой организации.

Еще одним решением проблемы деградации земель является внедрение севооборота. За рубежом, в частности в некоторых развитых странах, уже давно не используются природные пастбища. Для выпаса скота созданы искусственные пастбища. То есть на этих землях самими хозяйствами выращиваются пустынные кормовые растения, в зависимости от времени года используются различные участки, в то время как естественные аридные зоны остаются нетронутыми. Целесообразно этот опыт применять и у нас. 

В 2019 году в нашей стране был принят Закон «О пастбищах». Там есть статья о том, что если пользователь пастбища вызвал деградацию его растительного покрова, то пастбище должно быть восстановлено за его счет. За выполнением этой статьи закона, думается, должны следить управления экологии, охраны окружающей среды и изменения климата на местах. Ведь 50 лет назад в Карнабчуле было 239 видов растений. За прошедший период биологическое разнообразие тут сократилось в три раза.

Многое в улучшении состояния пастбищ зависит и от природных факторов, к примеру, от уровня осадков. В этом году этот показатель за январь-апрель составил 170 мм, в то время как в минувшем году он был равен 40 мм, то есть втрое меньше.

Наш институт активно участвует в международных проектах по восстановлению пастбищ, борьбе против деградации земель. Одним из таких проектов является программа FAO (Food and Agriculture Organization of the United Nations - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) «Улучшение практики управления пастбищами и производства кормов с помощью климатически оптимизированных решений», в котором наряду с такими странами как Турция, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан принимает участие и наша страна.

Э. ШАПТАКОВ,

директор института каракулеводства и экологии пустынь, д.с-х.н., профессор;

А. РАББИМОВ,

завотделом кормопроизводства, д.с-х.н., с.н.с.;

Б. БЕКЧАНОВ,

завотделом мониторинга пастбищ, к.с-х.н., с.н.с.