Сказка, рожденная из глины

Изготовленные династией Аблакуловых керамические изделия хранятся не только в музеях и домах наших земляков, их увозят с собой зарубежные гости.
Профессия гончара несёт в себе одновременно несколько специальностей: скульптора, художника и немного химика. Ведь перед тем, как слепить кувшин с драконами, цветами, фигурки сказочных персонажей, подсвечники и другое, необходимо вначале создать его мысленно, затем изобразить на бумаге, подготовить определенную глину с добавлением каолина, пуха осоки и другие ингредиенты, дать глине дозреть и лишь затем приступить к лепке.
Насколько готов материал, мастер определяет, помяв его в руках или на гончарном кругу. Подчиняясь каждому движению рук "волшебника", глина, как в сказке, приобретает то форму горшочка, то кувшина, из которого по велению мастера, наконец, превращается в огромное блюдо с волнистыми краями. 


- История народных ремесел, в том числе ремесло гончара, имеет свои многовековые традиции, которые каждый мастер совершенствует по-своему, - говорит Нумон Аблакулов. - Также поступаю и я. Если раньше кувшины использовались для хранения зерна, масла, воды и прочего, то теперь, их, в основном, берут для украшения, отсюда и изменения. Например, этот кувшин, увитый сказочными драконами и цветами, навряд ли кто заполнит молоком или медом. Скорее всего, он будет стоять на столе или серванте, украшая комнату. Для того чтобы изделия радугой играли на солнце, мы их окрашиваем. Используются краски, которые приготовлены по рецептам предков, с использованием свинца, белого камня, пшеничной муки и других ингредиентов. У каждого мастера существуют только ему известные секреты изготовления красок. 


Многие думают, что изготовить из глины кувшин, косу, лаган, пиалу - дело пяти минут, на самом же деле это тяжелый творческий труд. Для начала нужно приготовить глину, и не простую, а гончарную с различными добавками, затем на гончарном круге изготовить изделие, просушить на солнце и заложить для обжига в специальные печи. От режима обжига во многом зависят свойства керамических изделий. Надо отметить, что ремесло кулола - одно из немногих ремесел, которое претерпело минимальные изменения со дня его возникновения. Как и в давние времена, основное орудие труда гончара - это гончарный круг и умелые руки. 


Гончарная школа династии Аблакуловых отличается от других школ области, за два века у нее выработался свой собственный стиль, в том числе колорит.
В ноябре минувшего года Н. Аблакулов впервые принял участие в международном фестивале прикладного искусства, проходившем в столице нашей страны. Сюзане, ножи и другие изделия мастеров из Ургута, в числе которых была и керамика, изготовленная прославленным мастером, привлекли внимание как зарубежных гостей, так и наших соотечественников.
Труд Н. Аблакулова был достойно оценен правительством: в 2006 году его наградили медалью "Шухрат". Усто Нумон щедро делится секретами мастерства со своими учениками, многие из которых в настоящее время уже работают самостоятельно.