Система образования: что еще предстоит сделать?

О повышении статуса учителей, улучшении инфраструктуры школ, системы оценки качества образования на пресс-конференции журналистам рассказала руководитель областного управления народного образования  Зебинисо Шодиева.

- Есть много вопросов, которые ждут своего решения, - отметила З. Шодиева. - И, конечно же, я надеюсь на помощь и поддержку СМИ в решении многих вопросов. Одна из болезненных тем – нехватка квалифицированных кадров, несоответствие должного уровня знаний педагогов, что, в свою очередь, влечёт низкий уровень в рейтинге успеваемости учеников. Нужно повышать уровень квалификации педагогических кадров. Перед нами сейчас стоит вопрос разработки комплексных мер по повышению статуса преподавательской деятельности и привлечению высококвалифицированных кадров в систему общего среднего образования.

В настоящее время в системе народного образования трудятся свыше 56 тысячи учителей, но лишь 2,3% из них имеют высшую категорию. В текущем году мы хотим увеличить данный показатель до 4%.

В области ощущается нехватка 476 учителей по естественным наукам, включая специалистов по математике, информатике, физике, химии, биологии, русскому и английскому языкам. Нехватка педагогов наблюдается в Ургутском (180 вакансий) и Пастдаргомском районах (131 вакансия).

Также, в связи с резким увеличением спроса со стороны родителей на школы с русским языком обучения, наблюдается острый дефицит педагогических кадров с русским языком обучения. Сегодня общее количество выпускников вузов по этим направлениям не покрывает даже половину имеющейся потребности, в начальном образовании она почти в три раза превышает количество выпускников.

В ходе пресс-конференции журналисты выступили с предложением установить камеры видеонаблюдения в классах для того, чтобы родители могли наблюдать за учебным процессом в режиме реального времени. На что сотрудники управления ответили, что ими разработан проект, который предусматривает установку камер видеонаблюдения. Он будет реализован на протяжении трех лет. В дополнении к полученному ответу специалисты отметили, что из 1 255 средних школ региона 749 имеют доступ в Интернет. С начала учебного года 104 школы в экспериментальном порядке начали использовать систему электронного дневника для осуществления контроля посещаемости и успеваемости учеников.

Кроме этого, в ближайшее время будет внедрена система управления образовательным процессом (EMIS) с единой базой данных школ, учителей и сотрудников, а также учеников и их родителей.

На встрече был поднят вопрос строительства новых школ и реконструкции действующих. Если в минувшем году была построена одна школа, то в текущем году планируется построить две новые школы, реконструировать 19 и отремонтировать 17 школ, на эти цели будет направлено 174,111 млрд. сумов. Несмотря на это области нужны еще восемь школ, 161 школа нуждается в реконструкции, 153 - в капитальном ремонте. На эти нужды необходимо 1 трлн. 482 млрд. сумов. В 408 школах области нет спортивного зала, 804 школы нуждаются в актовом зале.

Из 185 школьных филиалов области 83 нуждаются в ремонте. В частности, филиал 31 школы в Кошрабадском районе, 11 школ в Каттакурганском районе, по 7 в Джамбайском, Нурабадском и Пайарыкском районах и т.д.

Отвечая на вопросы журналистов, руководитель управления сказала, что недавно ею был запущен телеграм-бот (@zshodiyeva_bot), куда буквально за несколько дней поступило более 400 обращений, основная часть из них от педагогов, жалующихся на притеснение руководства и нездоровую обстановку в коллективе.

В заключение своего диалога З. Шодиева отметила, что перед ними стоит задача создать «школу будущего», предусматривающую прозрачные двери и стены, умные, компьютеризированные и технологические классы, лаборатории, столовые, отвечающие всем санитарным требованиям, спортивные оздоровительные объекты, видеокамеры, одинарные парты для учащихся. Но всё это будет гармонировать лишь в том случае, если учителя будут любить свое дело, а ученики с удовольствием посещать школу и получать знания. 

Замира БАЛТАЕВА.

Фото автора.