Самаркандская школа вышивания

Являясь одной из важных видов прикладного искусства народов Средней Азии, вышивка стала действительным отражением реального мироощущения народа и художественного воображения мастериц вышивания. О неповторимой самаркандской вышивке мы поговорили с Амриддином Сабритдиновичем Пулатовым, заведующим мемориальным домом-музеем Садриддина Айни.

- Амриддин Сабритдинович! Нельзя не восхищаться работами наших мастериц-вышивальщиц, их ярким и самобытным искусством. Вы, насколько мне известно, профессионально изучаете их и, думаю, можете рассказать много интересного об этом.

- Действительно, еще с древних времен, вышивка, появившаяся как предмет быта, постепенно, благодаря самобытному, врожденному творческому началу и тонкому вкусу, стремлению к изяществу и божественному дару носителей этого дела превратилась в высокохудожественное искусство. Вышивка во все времена являлась основной частью украшения одежды и жилища наших народов. Нет ни одной семьи, где бы ни было хотя бы одного образца этого вида прикладного искусства. Об истории появления техники исполнения, используемых материалов, существует множество работ ученых, этнографов, искусствоведов. И меня, как самаркандца, действительно очень интересуют наши прикладные искусства.

- Можете ли подробнее рассказать о технике самаркандских мастериц? Ведь разные школы отличаются и манерой исполнения, и техникой, и, наверное, материалами.

- Я изучал особенности вышивок Самаркандского региона на примере образцов, хранящихся в фондах музея-заповедника Самарканда. Это такие виды вышивки, как сузани, болинпуш, руиджо, джойнамоз, карс, зеби тахмон, зардевор и другие предметы.

В них можно увидеть умелое сочетание отдельных узоров и мотивов, собранных в единую композицию. И поэтому в них чувствуется движение и сама жизнь. Эти работы поражают своею изысканностью, колоритом, и смелостью сочетания, порой не сочетаемых разнохарактерных узоров, а позднее своею монументальностью. Плавное, равномерное расположение разнообразных по форме и содержанию, окраске растительных узоров превращаются в фактические и пышные кусты и букеты. Строгая ритмичность розеток, разбросанных между ними как бы в невзначай, мелкие узоры веточек, цветочков, птичек создают эффектную картину, в которых ощущаются ароматы родных садов и полей. В самаркандских вышивках одни и те же узоры в различных вариациях передают то силу и мощь, то от них веет необычайная нежность и теплота.

Основным организующим правилом при орнаментации вышивок является кайма «оба». Она обозначала форму, формат и пропорции полотна, диктовала композиционное размещение узоров. Основная кайма идет по краю вышивки. В некоторых случаях, исходя из вида вышивки, использовалась и вторая – внутренняя кайма. Самаркандские вышивальщицы обычно используют узкую кайму в отличие от нуратинских, бухарских или ташкентских. Самаркандские вышивки, за исключением тех, которые имели особое практическое предназначение и не употреблялись как декоративный элемент оформления комнаты (руиджо, карс, джойнамоз) отличаются тем, что обычно все полотно покрывается довольно густым орнаментом, но тем не менее, фон всегда виден.

Всем узорам по обыкновению придавалась растительная форма. Благодаря этому, такие бытовые предметы, как «рафида», (рукавица для лепешек), «корди ош» (нож для резки мяса), «кафгир» (половник), в вышивке приобретают форму цветка, растительного узора, завитка или куста.

Сочетания разнообразных мотивов не всегда бывают близки по значению. На одной композиции могут располагаться плоды граната, стручки перца или миндаля, элементы ювелирных украшений, а тюльпан мог быть дополнен узорами ножей, плодов, овощей, а иногда символическими изображениями, типа узоров «оташ ароба» (поезд), «кафгир» (половник), «кайчи» (ножницы) или «тегча» (острие).

Мотивы в основном объединялись исходя из представления красоты и творческой фантазии вышивальщиц.

После появления завозных цветных тканей фабричного производства и в самаркандской школе вышивания появляются работы, выполненные на цветных тканях. В связи с чем, появляются новые образцы композиции с использованием узоров больших кустов, а розетки, как центральный, связующий элемент композиции, полностью отсутствуют. Происходят изменения и в колорите. Постепенно многоцветность уступает место монохромности. Композиция строится на контрасте узора с фоном.

- Вы говорили о творческой фантазии вышивальщиц. Они творили чисто интуитивно или их фантазия развивалась в пределах какого-либо канона?

- Каждая композиция – это отражение мироощущения и мировосприятия как рисовальщиц, так и вышивальщиц. Имея общую, единую стилизацию, не одна вышивка не повторяет другую, в каждой вышивке орнаментация, соблюдая традиционные стили, технику и трактовку, однако отличается своеобразностью, неповторимостью. Для того, чтобы говорить о каноне, мне надо немного рассказать об используемых узорах. Возьмем, к примеру, узоры растительного мотива: «палак нусха» (плети бахчевого растения), «лола» (тюльпан), «сепарра» (трехлистник), «каламфур» (перец), «гули себ» (цветок яблони), «шалгам» (репа), «гулунг нусха» (узор абрикоса), «бодом» (миндаль) и так далее. А вот узоры животного мира: «гардани шутур» (шея верблюда), «куш» (птица), «куш тили» (язык птицы), «панджаи мург» (куриные лапки), «шох» (рога), «чумчук кузи» (глаз воробья), «мори печон» (свернувшаяся змея). Немало и узоров, отражающих бытовые предметы: «тегча» (острие, нож), «лайли» (поднос), «узанги» (стремя), «рафида» рукавица для выемки лепешки), «чирок» (подсвечник), «килич» (сабля) и другие. Узоры, отражающие природу и живой мир: «об» (вода), «кабурга» (ребро), «ой, мох» (луна), «абри бахор» (весеннее облако), «бугум» (сустав). Геометрические фигуры: ромб, квадрат, круг, овал, восьмигранник, треугольник и разнохарактерные линии. 

История возникновения этих узоров уходит в древние времена. Часто эти мотивы и узоры можно встретить в различных наскальных рисунках. К глубокой древности восходит, например, узор розеток, так называемый «лола нусха». Можно предположить, что этот узор обозначал мотив солнца, круговорот жизни и постепенно, по происшествии лет потерял свое первоначальное сакральное значение.

Говоря об узорах, нельзя воспринимать их как чисто декоративный элемент украшения вышивки. Вспомнив первоначальное предназначение многих вышивок, можно утверждать, что они были предназначены для новобрачных, новорожденных, для культовых обрядов. Поэтому мотив каждой вышивки носил определенную смысловую нагрузку. Значит, можно утверждать, что мастерицы фантазировали в рамках канона.

Таким образом, вышивка как проявление орнаментального искусства сопровождала народы самаркандского оазиса с древнейших времен. Изначально имевшее, в основном утилитарное назначение, в результате гения и творческого начала вышивальщиц, предметы вышивки превращались в произведения искусства. Наряду с бытовой, появляется и их художественная ценность.

- Спасибо большое за интересную беседу!

Беседовал Зохир ХАСАНЗОДА.