Самарканд и начало станковой живописи в Узбекистане
(Окончание)
Начиная с 1928 года при содействии Узсофпрофа Культпросвета организуется первый изокружок в городском рабочем клубе, и в конце того же года открывается еще один при Железнодорожном клубе (рабочий район). Но вскоре, в связи с переорганизацией структуры в Центр рабочего клуба, кружок прекращает свою деятельность. Некоторые из членов изокружка (после представления своих работ в Наркомпрос) командируются для ознакомления в российские техникумы художеств, а оставшееся ядро начинает формировать общественное мнение о необходимости создания в Самарканде - столице Узбекистана - хотя бы художественной студии. В 1929 году начинают объединяться художники-самоучки, к ним присоединяется небольшая группа художников-профессионалов и художников-педагогов.
Первое объединение состоит из художников Железнодорожного района, а также районов старого и нового города. Руководство этим объединением на общем собрании 1 мая 1929 года поручается Седову. Объединение именует себя обществом художников и самоучек, сокращенно ОСХ. Одной из первых задач, которые ставились перед Объединением, - открытие художественной студии. Главполитпросвет идет навстречу просьбам художников и вопрос разрешается Коллегией Наркомпроса. Таким образом, при Главполитпросвете в Самарканде открывается художественная студия.
Несмотря на поздний набор, который состоялся 15 января 1930 года, желающих поступить было очень много. Поступали заявления и командировки от профорганизаций (всего 250 человек). Желающим учиться необходимо было представить приемной комиссии пять своих работ. Экзамены по рисунку длились в течение 10 дней. Количество для приема было ограничено до 60 человек. Ввиду того, что в студии должны были обучаться рабочие и дехканские массы, занятия начинались вечером. Приходилось отказывать в приеме людям из районов и дальних округов, так как Художественная студия в то время еще не имела средств для обеспечения учащихся стипендией и общежитием.
После начала занятий в Студии остро стала чувствоваться нехватка в художественных материалах. Выписанные из Москвы материалы в срок не поступили, и учебный план работы студии пришлось изменить. В апреле часть материалов получили из Москвы и работа стала развертываться шире. Активность студентов также способствовала работе.
С открытием Художественной студии от различных организаций сразу же поступают просьбы, наряды и общественные нагрузки по художественному оформлению рабочих клубов, "красных чайхан" и т.д.
В августе 1932 года проходит первая Республиканская выставка произведений 22 художников в Самарканде. Это было особенное событие в истории живописи Узбекистана. Состав художников: Бурэ, Яушев, Сосин, Миносян, Вучетич, Ахмаров, Соколова, Александрова, Балабанов, Семикин, Августов, Аракчеев, Вишневский, Розанов, Теплов, Ковалевская, Кусков, Савинов, Каравай, Ковач, Каминский, Беньков. Художники сами по очереди дежурили во время проведения этой выставки. После Самарканда картины экспонировалась и в Ташкенте.
Первый выпуск студентов - 12 человек - Изостудии (позже техникума) состоялся в 1933 году. Преподавательский состав пополнился новыми педагогами-художниками. В начале 30-х начинает работать З. М. Ковалевская, с сентября 1934 преподавателем живописи, рисунка и композиции - П. Беньков. На П. Бенькова также была возложена дополнительная нагрузка - проводить занятия и консультации со старшекурсниками и дипломниками. Михаил Васильевич Теплов, окончивший художественную школу в Киеве, вел пластическую анатомию, Лев Леонардович Бурэ преподавал рисунок и разрабатывал учебные планы, а Николай Линьков, Балабанов и Ленский вели уроки по живописи.
В 1939 году картины воспитанников Самаркандского художественного техникума, выросшего из худстудий, принимали участие во Всесоюзном смотре в Москве. Самаркандский художник Григорий Ильич Улько, бывший студент самаркандского худтехникума, пишет в своих воспоминаниях, что "в основе самаркандской школы лежал реалистический метод работы с натуры, в том числе и в работе над дипломными картинами. Именно этот метод принес самаркандской школе большой успех. В 1939 году на Всесоюзном смотре художественных училищ в Москве самаркандское училище заняло 1 место. Авторитет Бенькова и Ковалевской как художников и педагогов поднялся очень высоко".
Самаркандский техникум был настоящей кузницей кадров республики. Это было единственное заведение на всю Среднюю Азию, оно дважды признавалось лучшим среди подобных в СССР. Его выпускники не только служили в учреждениях культуры Средней Азии, но и за ее пределами, поступали для дальнейшей учебы в главные вузы страны. Среди признанных мастеров, выпускников Самаркандского худтехникума: Р. Тимуров, Л. Абдуллаев, А. Абдуллаев, Ю. Елизаров, М. Каюмов и многие другие. Выпускник Бахрам Хамдами добровольцем ушёл на фронт, где погиб в 1943 году.
Зимой в январе 1949 года ушел из жизни один из самых замечательных учителей изотехникума П. Беньков. Павел Петрович был тяжело болен и известие о том, что техникум собираются переводить в Ташкент, по словам его учеников, ускорило его уход из жизни. Григорий Ильич Улько был в те годы студентом самаркандского Изотехникума и сам являлся свидетелем событий, связанных с его закрытием. "В январе 1949 Беньков умирает. И сразу же в училище все изменилось к худшему. Прибывшая из Ташкента комиссия снимает преданных училищу директора П. А. Кускова, завуча и временно назначает никому не известных людей. Так, новым директором училища стал бывший начальник сапожных мастерских. Человек-подставка".
Последний выпуск самаркандского Изотехникума состоялся весной в 1949 году. К концу этого года техникум был переведен в Ташкент и со временем он стал носить имя П. Бенькова (1991 года). Все его прежние самаркандские преподаватели в течение года получили расчет и были уволены с работы, а студентам пришлось перебираться и доучиваться уже в Ташкенте.
За довольно короткое время самаркандская школа живописи прошла большой творческий путь развития и сложилась в самостоятельное явление.
Александр ГАЛАК.
Зарина ЭГАМБЕРДИЕВА.