Робототехника в Самарканде: какие перспективы?

Многие родители задаются вопросом: «Зачем детям робототехника?», наивно полагая, что в будущем их ребенку не пригодятся знания в этом направлении. А ведь робототехника поможет школьнику не только закрепить знания по физике, проявить инженерные способности, но и создать свой собственный проект.

Старшеклассники из обычной школы Самарканда создали прототип биопротеза, который поможет жить полноценной жизнью 23-летнему парню из Каттакургана, потерявшему в результате несчастного случая обе руки.

Робототехникой 16-летний Заршед Негматов и его 15-летний друг Амир Сабиров начали увлекаться еще до открытия в Самарканде IT-парков. Ребята познавали многое методом проб и ошибок. Сегодня, несмотря на свой юный возраст, они стараются реализовать поистине важный проект, который поможет молодому человеку из Каттакургана восстановить функциональность конечностей. 

- В настоящее время у нас готов прототип биопротеза для правой руки, после примерки, примерно через пару недель будет готов и сам биопротез, - говорит ученик 11-го класса общеобразовательной школы №34 Заршед Негматов. - Биопротез разрабатываем для конкретного человека, а именно для 23-летнего жителя Каттакурганского района. В 2010 году с ним произошел несчастный случай: тогда он, будучи 13-летним юным футболистом, полез за мячом в трансформатор. В результате ему ампутировали часть правой руки до локтя и левую до предплечья.

Отрадно, что необходимые средства для разработки биопротезов выделил хокимият области, благодаря чему школьники работают в ускоренном режиме.

- Были трудности с доставкой необходимой схемы из-за рубежа, их, в основном, производят в Китае и России, - продолжает Заршед. - Было бы хорошо, если б эти схемы производились у нас, ведь возможности для этого у нас имеются, необходимо лишь финансирование. После того как реализуем этот проект, планируем помочь и другим гражданам, у которых имеется подобная проблема.

Говоря о возможностях для производства схем в Самарканде, ребята вспомнили про некоего Эдуарда Ашотовича, который посвятил электронике немало лет. Осмотрев схему, он заявил ребятам, что сможет изготовить аналогичные при наличии необходимых деталей.

Что касается самих школьников, то потенциал у них имеется, достаточно привести в пример одно из достижений Заршеда: в 2020 году он победил в республиканском онлайн IT-конкурсе, разработав медицинского робота.

- Задача медробота заключалась в том, чтобы доставлять лекарства изолированным пациентам, - вспоминает Негматов. - Безусловно, во время его разработки было много провалов. Но, благодаря вере в себя, я все-таки создал его таким, как и задумывал. Раньше я не предполагал, что буду заниматься робототехникой, как и все, мечтал стать веб-программистом. Но в процессе изучения IT-сферы понял, что писать только программы мне неинтересно, хочется «оживлять» железки.

Заршед и Амир частые гости самаркандского IT-парка, где им всегда готовы помочь не только с доработкой проекта, но и с его реализацией.

Стоит отметить, что азам робототехники сегодня в Самарканде обучают не только в IT-центрах, но и во многих других учреждениях.

- Знания по робототехнике могут наладить производство практически в любой промышленности, - говорит преподаватель Центра профессионального обучения KOICA в Самарканде Зафар Санакулов. - Робототехника актуальна во всех сферах, ведь практически везде производство переходит на автоматизацию процессов. В нашем центре также имеется курс по обучению робототехнике. Обучающиеся, в основном безработная молодежь, на протяжении курса получают стипендию, а по окончании - диплом и рекомендацию для трудоустройства.

  По словам 22-летнего Зафара Санакулова, который, к слову, сам является выпускником Центра профобучения KOICA, все учащиеся обеспечены комплектами для изучения робототехники. Он также отметил, что сегодня спецбоксы можно приобрести как минимум в пяти магазинах города. Стандартный комплект стоит от 500 тысяч сумов. Правда, данные комплекты будут полезны, в основном, для начинающих робототехников.

Затрагивая тему начинающих, хочется отметить, что первые шаги по робототехнике мальчики и девочки могут сделать, посещая соответствующие кружки в общеобразовательных школах и детских школах «Баркамол авлод».

- В системе школьного образования области функционируют 32 кружка по робототехнике, пять из которых - в детских школах «Баркамол авлод», - говорит руководитель пресс-службы областного управления школьного и дошкольного образования Бахтигуль Каршиева. - Отрадно, что данный предмет школьникам преподают не только отечественные, но и зарубежные специалисты. К примеру, в общеобразовательной школе №9 города Самарканда два раза в неделю проходят практические занятия под руководством преподавателя из Южной Кореи Чонгджун Ли.  

48-летний Чонгджун Ли приехал в Самарканд вместе со своей супругой, которая, к слову, преподает корейский язык ученикам 9-й школы. Интересно, что господин Ли живет в нашем городе уже порядка 9 лет. За это время он овладел узбекским языком, обучая ребят на их родном языке.

Как выяснилось, в 2014 году Чонгджун Ли приехал в Самарканд по приглашению Самаркандского филиала Ташкентского университета информационных технологий. Свои занятия он также проводил для студентов Самаркандского государственного университета, Самаркандского института экономики и сервиса, слушателей Центра профобучения KOICA, а также школьников.

- За годы работы в Узбекистане вместе со своей командой, также приглашенной из Южной Кореи, провел немало занятий по программированию не только для обучающейся молодежи, но и для преподавателей, - отмечает гражданин Южной Кореи. - Наши тренинги посетили свыше 500 учителей по всему Узбекистану. Работаю не только в Самарканде. Основам программирования обучаем учеников девяти столичных школ, восьми самаркандских, шести бухарских и других, всего в 45 образовательных учреждениях: 39 школах и 6 IT-парках.

В общеобразовательной школе № 9, специализирующейся на ИКТ, он и его супруга преподают совершенно бесплатно, и таким способом они стремятся внести свой вклад в образование города, в котором отныне проживают.

На вопрос, как он оценивает развитие робототехники в Самарканде, господин Ли ответил, что робототехника – довольно сложная отрасль, объединяющая несколько областей - механику, электронику и компьютерную инженерию, поэтому подготовить грамотных специалистов за короткий период не удастся.

- На подготовку специалистов этой сферы нужно время, как минимум 10 лет, - подчеркивает Чонгджун Ли. - Прежде всего, необходимо обеспечить вузы и школы высококвалифицированными педагогами, предоставить учителям возможность повышения их квалификации и, конечно же, обеспечить учебные заведения качественной учебной программой и необходимым оборудованием. В Самарканде, как и в других регионах, все вышеперечисленное я видел только в спецучреждениях и президентских школах. Думаю, что это только начало.

  Своим коллегам, преподающим в Узбекистане робототехнику, преподаватель из Южной Кореи советует не перегружать детей, поскольку, как и в любой сфере, здесь нужно начинать с малого, постепенно усложняя процесс. Господин Ли также пожелал, чтобы в отечественных школах появились специальные лаборатории, поскольку стандартных занятий для освоения знаний по робототехнике недостаточно, нужна практика, причем непрерывная.

Малика АБАЙДУЛИНА.

Фото З. Балтаевой.