Реставрация в Самарканде: этапы истории

История реставрации памятников культуры Самарканда в последнее десятилетие существования Узбекской ССР в составе бывшего Союза - это еще одна из вех, уже ушедших в прошлое и ставшая его неотъемлемой частью.

Город Самарканд, как известно, является особенно богатым в плане историко-архитектурного наследия. Реставрация, поддержание и восстановление памятников архитектуры города Самарканда и области за прошедшие годы переживала много стадий. Первые шаги в этом направлении; изучение и самые первые реставрационные работы были осуществляемы начиная с дореволюционного времени. После революции Советское государство с 1918 года начинает выделять средства и создает специальный Комитет по охране памятников культуры в Узбекской Республике. Все последующие годы планомерно и постепенно дело реставрации наращивалось и совершенствовалось. Несмотря на разные исторические периоды, которое переживало государство, вопросам реставрации всегда уделялось особое внимание, и даже в тяжелые военные годы работа и изучение на памятниках города Самарканда не прекращались.

Начиная с 1983 года в Самарканде был образован Государственный музей-заповедник, в состав которого вошли и Государственный отдел по Охране и использованию памятников, в компетенцию которого входили; учет, фиксация, паспортизация, а также охрана и использование памятников. В 1986 году исполнялось 10 лет, как был принят Закон СССР и УзССР «Об охране и использовании памятников». За эти годы Министерством культуры СССР в него были внесены две поправки и дополнения, которые ставили себе целью совершенствовать дела по государственному учету, охране, использованию и реставрации памятников. Все работы производились по проектно-сметной документации, разработанной в УзНИИ реставрации.

К 1986 году в городе Самарканде на учете и охране состояло более 218 памятников культуры. Из них 152 памятника архитектуры и истории, шесть памятников монументального искусства и четыре памятника археологии. В том числе, четыре памятника состояло на учете в ЮНЕСКО, 10 памятников архитектуры и истории стояли на учете Всесоюзного значения, 62 памятника архитектуры значились на республиканском учете, а четыре памятника монументального искусства охранялись республикой.

За двадцать лет - с 1960 по 1980 годы - на восстановление памятников материальной культуры Самарканда было израсходовано 3 миллиона 105 тысяч рублей. В следующей за этими годами к 8 пятилетке на эти работы было отпущено уже 1,1 миллиона, в 9 пятилетке – 1 миллион 381 тысяча, на 10-пятилетку при относительно низкой инфляции сумма на реставрационно-восстановительные работы резко возросла до четырех миллионов рублей. Только на работы по восстановлению одного памятника Биби-ханым было израсходовано с 1980 по 1985 годы 14 миллионов рублей! Памятник Биби-ханым, прежде считавшийся утраченным, был возрожден к жизни самаркандскими мастерами и рабочими. Была завершена облицовка куполов Северной и Южной малых мечетей и на стадии завершения находились работы по восстановлению портала Большой мечети. В медресе Тилля-Кори завершены работы по реконструкции кровли памятников. Была проведена реконструкция кровли мавзолея Гур-Эмир и большая часть работ по консервации и укреплению красочного слоя живописи интерьера мавзолея Биби-ханым. Началась реконструкция кровли и дворика Государственного Краеведческого музея-заповедника, а также консервация остатков старинной крепостной стены на городище Афрасиаб.

В течение пяти лет тремя народными мастерами велась работа по восстановлению утраченной майолики в мечети Тилля-Кори. Три мастера – Мирумар Асадов, Анвар Кулиев и Ташмукум Курбанов за свои труды стали лауреатами государственной премии УзССР имени Хамзы.

В эти годы заметно возрастает общественный интерес к сохранению и использованию памятников историко-культурного наследия, о чем свидетельствовал ряд писем, поступивших от жителей старой исторической части города в государственные органы с просьбами отремонтировать те или иные архитектурные памятники города. Получая эти письма, отдел охраны и Общество охраны старались отреагировать и принять соответствующие меры. Таким образом были проведены работы в махаллях «Ургути», «Пулоти», «Курганча», «Мулло Касым» и других.

В эти годы отделом охраны памятников так же выявлялись и брались на учет новые объекты. Например, с 1983 по 1986 годы на учет было взято более 20 памятников материальной культуры, среди которых были мехмонхона дома Кабировых, жилой дом Сабирова и другие.

Многие памятники города были буквально облеплены частными домовыми постройками, что сильно усложняло и мешало ведению соответствующих реставрационных работ. Такая проблема наблюдалась в Аксарае, квартальной мечетью Емини, находившейся в сильно аварийном состоянии.

Для осуществления многих комплексных работ по реставрации были созданы и функционировали специальные Научно-реставрационные производственные мастерские. В этих мастерских работало 259 человек, из которых 226 рабочих были объединены в 28 бригад, большая часть из них была занята непосредственно реставрационными работами на участках памятников города. На базе мастерских функционировали керамический и мраморные цеха, обеспечивающих объекты специальными облицовочными материалами. Причем, начиная с 1980 года, совместно с лабораторией разрабатывались методы по возрождению и созданию масс и глазурей по технологиям древних образцов.

В целях улучшения качества облицовочных материалов в Самарканде был построен керамический цех, выпускавший в год более трех тысяч квадратных метров облицовочных материалов, которые применялись в реставрационных работах не только в Самарканде, но и в Бухаре, Ташкенте, в Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях. Ассортимент выпускаемой в керамической мастерской плитки состоял из 11 различных цветов и оттенков.

Помимо наружных работ на памятниках Гур-Эмир и Тилля-Кари были проведены большие работы по восстановлению и реставрации их внутреннего убранства. Специальная бригада художников работала с сусальным золотом и восстановила прежнюю красоту и великолепие этих помещений. Не прекращались также и работы на комплексе Шахи-зинда, где проводилась кропотливая работа над восстановлением прежнего облика мавзолеев.

В периодической печати историками и архитекторами неоднократно освещалась тема реставрации и сохранения исторического наследия города Самарканда, где указывалось на имеющиеся проблемы в этих важных вопросах.

За эти прошедшие годы были проведены масштабные работы на архитектурных памятниках – Биби-Ханым, комплексе Регистан, медресе Надир Диван Беги, Рават-Ходжа и других шедевров архитектурного наследия нашего города.

Однако нужно сказать и о недочетах и ошибках, допущенных в это время. Так, была снесена уникальная действующая восточная баня, которая являлась неотъемлемой частью комплекса ансамбля памятников на площади Регистан. Известно, что многие памятники религиозного культа, как квартальные мечети, не использовались по прямому назначению со времен революции и были отданы различным организациям под склады и клубы, что приводило к их порче и разрушению. Во время строительства здания театра оперы и балета им. Х. Алимджана были безвозвратно утеряны остатки крепостной стены Куксарая, а во время застройки нового городского массива Саттепо уничтожены остатки древних исторических объектов.

После 1990 года в жизни Узбекистана, как известно, стали происходить большие перемены, которые отразились на процессе реставрации памятников Самарканда. В первые годы после развала СССР дело по реставрации памятников культурного наследия резко пошло на спад. Школа самаркандской реставрации распалась и была прервана…

Александр ГАЛАК,

краевед;

Зарина ЭГАМБЕРДИЕВА,

главный архивист СамОГА.

P.S. Источниками для статьи послужили фонды Самаркандского областного государственного архива и областная газета «Ленинский путь» за 1980 – 1990 годы.