«Рахматобод»: застройщик не дает покоя
С 2017 года жители махалли «Рахматобод» г. Самарканда не могут спокойно жить в своих домах. Застройщики ООО «Самгидрокурилиш» досаждают их судебными тяжбами, принуждая выселиться из собственных жилищ.
Все началось неожиданно, без всяких полагающихся общих собраний, обсуждений, предложений о выкупе. Летним днем представители фирмы стали стучаться в ворота жителям и размахивать перед лицом решением хокима города В. Рахимова от 19 июня 2017 года (№998-К) о строительстве многоэтажки на месте 36 дворов. Застройщики стали уверенно говорить о предстоящем сносе, при этом сами указывали на условия выселения. Многим предлагалось временно пожить на квартире, а потом, после сдачи многоэтажного дома, вселиться в выбранные квартиры.
- Нам обещали золотые горы, чуть ли не по три квартиры в новом доме, - говорит жительница дома № 194 по улице Аль-Хорезми Шоира Очилова, - но, когда речь зашла о сумме компенсации и о выкупе наших дворов, они признались, что у фирмы пока нет денег. А буквально через месяц по отношению к шестерым собственникам, включая меня, были вынесены решения городского гражданского суда о принудительном выселении. Например, судья Ш. Рамазанов в резолюционной части своего решения постановил принудительно выселить меня из собственного дома, а застройщику предоставить мне временное жилье с последующим выделением жилой площади. Представитель «Самгидрокурилиш» сказал мне, что даст двухкомнатную квартиру взамен моего двора на трех сотках земли. Это было просто возмутительно. Были нарушены наши права частных собственников, нарушены законы, притом в лице хокима города и судей, которые пошли на поводу нахалов-застройщиков.
Похожие истории рассказали и другие жители, в отношении которых вынесли подобные решения. Безусловно, они не стали молчать. Пошли письма в приемную Президента, городскую прокуратуру. 30 октября 2017 года горпрокуратура, которую в то время возглавлял нынешний хоким города Б. Облакулов, выносит протест, на основании которого хоким города Ф. Рахимов отменяет решение №998-К. Но уже через несколько месяцев, 22 февраля 2018 года, гражданский суд вновь восстанавливает решение городского хокима. И почти сразу к жителям начали приходить сотрудники Бюро принудительного исполнения, чтобы исполнить решение суда о выселении людей из собственных домов.
- Мы дошли до Генеральной прокуратуры, представив туда все документы, - говорит житель махалли «Рахматобод» Акмал Курбанов. – И генпрокуратура дважды вынесла протест против отмены решения хокима города от 13 ноября 2017 года. Дважды направила свои протесты для дальнейшего рассмотрения в областной суд в порядке кассации, но решения сначала Д. Исраиловой, а потом Б. Норова ничего не изменили.
Изучая указанное решение хокима В. Рахимова, которое до сих пор никто так и не смог отменить, находишь ряд нарушений законодательства республики. На это в свое время было указано Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан.
Так, согласно статье 37 Земельного кодекса РУз изъятие земельного участки у собственника происходит только для государственных и общественных нужд при согласии землевладельца. Однако никаких госнужд у частного застройщика не было и быть не может.
«Принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с собственниками недвижимого имущества, расположенного на земельных участках, которые планируется изъять, оценки выгод и издержек, а также обязательного согласования с соответствующим Централизованным фондом по возмещению убытков физическим и юридическим лицам в связи с изъятием у них земельных участков для государственных и общественных нужд», - отмечается в статье кодекса. Чего, как говорят и жители, и председатель махаллинского схода граждан «Рахматобод» З. Якубова, тоже сделано не было.
Не было исполнено действующего на тот момент Постановления Кабинета министров РУз №97 «Об утверждении положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд» от 29 мая 2006 года.
Кроме того, в протесте генпрокуратуры от 20 сентября 2018 года вообще было указано, что, согласно письму от ГУП «ТошкентбошпланЛИТИ», ООО «Самгидрокурилиш» не выполнил ни одно из девяти предписаний при подготовке проекта. Подтверждает факт и ответ от Министерства строительства РУз от 13 января 2020 года, указывая, что представленный проект не прошел градосовет, а у проектно-сметной документации отсутствует соответствующая экспертиза. Поэтому логично задать вопросы: а как тогда, при наличии стольких нарушений законодательства республики, было принято решение хокима города, более того – оставлено в силе, демонстрируя тем самым некомпетентность государственных и судебных органов, а возможно и коррупционную составляющую?! Почему на все запросы и заявления в городской хокимият приходит одна и та же отписка с ссылкой на это противоправное решение? При этом попытка подать жителями в административный суд, чтобы отменить это решение, пока не увенчалась успехом. По словам А. Курбанова, в суде им отказали в принятии заявления. Что это, сговор с застройщиком или теми, кто за ним стоит?
- В июне 2019 года мы были на приеме у хокима области Эркинжона Турдимова, который заверил нас, что запретит строительство многоэтажного дома, и действительно, была относительная тишина, - говорит Ш. Очилова, - но в 2020 году застройщики снова стали нас беспокоить. Уговорив троих соседей съехать из своих домов, они снесли их жилище, а в феврале уже этого года начали рыть котлован.
- Я живу как раз за стенами снесенных домов, теперь уже пустыря, - говорит Мансура Аббасова. – Из-за работы строительной техники на стене моей кухни пошли трещины. Да, пришедшая по нашему обращению комиссия из хокимията во главе с Л. Хамидовым стала уверять нас, что трещины появились не из-за работ, но ведь раньше их не было. Если здесь будут возводить многоэтажку, наш дом, в котором жили еще мои родители, весь будет в трещинах. Мои сыновья сейчас работают в Европе, чтобы сделать в отчем доме реконструкцию, но если над нами будет выситься многоэтажка, как можно оставаться здесь жить?
Именно многоэтажку, «висящую» над головами и откуда можно будет просматривать все дворы, и не хотят жители частных домов, опасаясь, что вслед за одной новостройкой пойдут другие и ни о каком собственном дворике с виноградником, как было здесь заведено испокон веков, речи уже быть не может.
- Еще в советское время, когда строили дома на Октябрьской, ныне улица Беруни, геодезисты, производя замеры в махалле, пришли к выводу, что здесь строить нельзя из-за близко расположенных грунтовых вод, - говорит старожил махалли Неля Беглярова. – Кроме того, как можно строить многоэтажный дом в 10 метрах от высоковольтных линий электропередач? Ведь у жильцов таких квартир будут серьезные проблемы со здоровьем из-за постоянного электромагнитного излучения. Но застройщики уже открыли свой офис и начали продавать квартиры под котлован. Потенциальные покупатели стучатся в ворота наших домов и просят посмотреть этот самый котлован. Когда-нибудь кончится это безобразие или нет?
- Во время прихода последней комиссии, которая временно приостановила строительные работы, я услышала оброненную одним из членов этой группы фразу, что проект надо будет представить на градосовет, - говорит Ш. Очилова, - но как они могут представить проект, когда хоким области каждый раз повторяет застройщикам, что в первую очередь следует получить согласие жителей, выкупить территорию? Мы же не хотим продавать свои дома вообще, мы хотим жить на земле, а не в новостройках сомнительного качества.
После встречи с жителями махалли «Рахматобод» хотелось пообщаться с представителями ООО «Самгидрокурилиш», послушать их аргументы и посмотреть документацию, однако открытый до этого офис в спешном порядке был закрыт, а на огороженном пустыре находились обычные сторожа, которые, естественно, ничего не знают. Но, думаю, мы еще вернемся к этому вопросу, потому что тема незаконного строительства, как оказалось, вновь беспокоит граждан, которые пока еще надеются на справедливость и закон.
Анастасия Павленко.
Фото автора.