«Пряничный домик» в Самарканде

В конце XIX – начале XX века рядом с древним, средневековым Самаркандом начал расти и развиваться новый, европейский город. Над его созданием работало множество молодых талантливых военных инженеров и архитекторов, и для некоторых из них Самарканд стал близким и родным. Среди них был Виктор Андреевич Войцехович.

Виктор Андреевич - сын военного инженера Войцеховича. Как и большинство мальчиков из дворян, он получил хорошее образование. Окончив военное училище, а затем Санкт-Петербургскую военную Академию с отличием, он прошёл в той же Академии дополнительный курс обучения, где получил звание военного инженера-строителя (что в то время приравнивалось к учёной степени) с правом преподавания в императорском пажеском корпусе Петербурга.

Впереди была вся жизнь, яркая и увлекательная. Рядом была любимая Нина Николаевна Войцехович, в девичестве – Мальвина Тхоржевская, дочь статского советника, профессора фармакологии, работавшего в военном госпитале Петербурга. Она была из польских дворян, но перед замужеством приняла православие и изменила имя Мальвина на имя Нина. Как и супруг её, Виктор Андреевич, она получила блестящее образование, окончив Смольнинский институт благородных девиц. Нина в совершенстве владела французским и немецким языками, пела и играла на рояле, была обучена ведению домашнего хозяйства и не боялась никакой работы. Молодые супруги были счастливы. Жизнь казалась прекрасной, безоблачной. Однако за участие в юнкерском мятеже В. Войцехович получил назначение на службу подальше от столиц – в Туркестан, где генерал-губернаторство испытывало острую нужду в квалифицированных специалистах.

Это была обычная практика в имперской России, когда вольнолюбивых офицеров отправляли служить в отдалённые уголки страны – на Дальний Восток и Кавказ, в Туркестан. Так, в 1907 году молодые супруги Войцехович оказались в Самарканде. Однако назначение не расстроило Виктора Андреевича. Он с детства привык к путешествиям, переезжая вместе со своими родителями по долгу военной службы отца. Они жили в Сибири, в Керчи, на Кавказе, под Курском, затем в Семипалатинске, и вот теперь – Средняя Азия.

Когда В. Войцехович прибыл в Туркестан вместе с семьёй, он поступил в распоряжение Самаркандской инженерной дистанции. Самарканд сразу захватил Войцеховича своей красотой. Это был человек, живо переживающий и то, что открыто взору, и ту глубину времени, что сокрыта за внешней суетой современного ему города. Здесь его вдохновляло всё: и природа, и люди, и древности.

Виктор Андреевич много и увлечённо работает, создаёт проекты, производит расчёты, строит. Технические расчёты и проекты – такова специализация военного инженера Войцеховича. Под его руководством в Самарканде возводится коньячный завод (1907). При возведении здания Государственного банка (автор проекта военный инженер Б. Н. Кастальский) применены железобетонные конструкции, что для того времени было новаторством (1907-1908).

Отмечу, что внешняя декоративность зданий «европейского» города была навеяна архитектурными мотивами разных стилей минувших эпох, здесь также получает развитие стиль модерн, которому свойственны необычные формы, асимметрия, нарядные витражи. Широко используется жжёный кирпич особой прочности, получивший позднее название «Николаевский». Его изготавливали здесь же, на кирпичном заводе Зайделя. Для этого периода характерно внедрение новых приёмов – черепичные крыши, металлические кронштейны с ажурными навесами и решётками. Эти новшества прекрасно сочетались с традиционно применяемым в туркестанском зодчестве ганчем.

Проработав всего год в Самарканде, Войцехович получает звание капитана, затем следуют награды – орден Святого Станислава III степени, а также орден Бухарской золотой звезды его Высочества эмира Бухарского за оригинальные разработки проектов в области ирригации. В 1911 году Виктор Андреевич руководит строительством чаеразвесочных складов фирмы «Вогау». Самарканд в этот период становится крупным центром коньячного производства и чайной торговли. Объёмы чайной оптовой и розничной торговли растут с невероятной быстротой, строятся многочисленные склады.

Плод увлечения Виктора Андреевича особенностями восточной архитектуры – оригинальный проект городской бани с куполообразной крышей (1914). Вместе с архитектором Ф. Смирновым он руководит строительством одного из крупнейших сооружений в Самарканде начала XX века – Алексеевского собора (1912). В. А. Войцеховича интересуют свойства керамических материалов, и он разрабатывает оригинальный состав керамической плитки для облицовки пола, который использует в зданиях Госбанка, Алексеевского собора, а позднее и в его собственном доме. Свойства этой плитки удивительны: зимой полы были тёплыми, летом – прохладными. Яркие же краски орнамента из керамической плитки были характерны для национальных традиций Средней Азии. К сожалению, секрет производства этой плитки был утерян после отъезда Виктора Андреевича.

Он проектирует и строит дом для своей семьи. В доме было несколько уютных комнат и большой зал. Здесь могли собираться его друзья и коллеги, военные инженеры, педагоги, врачи – все, кто приехал из России на службу в Туркестан. Это был своего рода клуб, где обсуждали прочитанное, музицировали, танцевали, обменивались новостями. Рядом с домом был разбит сад с плодовыми деревьями, хауз с фонтаном, различные надворные постройки, конюшня. Супруги Войцехович оба ездили верхом, но была и коляска для выезда.

Образ жизни семьи был такой, какой выработался ещё в Санкт-Петербурге. Росли два сына – Виктор и Борис. Мальчишки были очень горды, когда в 1911 году их отец выписал из-за границы и приобрёл автомобиль марки Ford - первый в Самарканде. Когда семья выезжала на автомобиле, ватаги окрестных мальчишек с криками неслись за ним по улице, поднимая пыль. По вечерам, рассказывая детям занимательные истории, Виктор Андреевич часто рисовал пряничный домик, который вскоре украсил одну из улиц Самарканда. В 1916 году он построил этот домик в стиле модерн – игрушечно-сказочный домик как бы из пряников. Круглые пятна над окнами, решётчатая разделка дверей и окон, рустовка углов здания и цоколя создавали ауру сказочности.

В 1934 году, когда его сыновья выехали в Ленинград, Виктор Андреевич вскоре переехал к ним. Старший Виктор стал крупным специалистом в области электроники, младший Борис прошёл путь от инженера до директора Ленинградского завода имени Козицкого по производству телевизоров. Казалось, всё сложилось наилучшим образом, но Виктор Андреевич часто с грустью вспоминал удивительный южный город Самарканд, которому посвятил лучшие годы жизни.

Внучка Ника сохранила в своей памяти образ своего деда, доброго и необычайно интересного собеседника. В её памяти по сей день живёт сказка, когда-то рассказанная дедом, в которой есть такое четверостишие: «Долго ли, коротко мчались путники, крошки мои. Но, наконец оказались в царстве игрушек они. Вот – на площади широкий дом из пряников стоит. Нисси-гном туда с прискоком вместе с Никою спешит...»

Светлана ЖУКОВА,

историк-краевед.

P.S. Выражаю благодарность внучке В. А. Войцеховича Веронике Викторовне Фёдоровой за подготовку материала.