Предотвращены сверхнормативные расходы

Исполнение смет расходов бюджетными организациями и получателями бюджетных средств, а также прозрачность государственных закупок обеспечивают доверие к системе. В настоящее время реализуется ряд мер по усилению контроля за целевым расходованием бюджетных средств, а также совершенствованию бюджетной системы и процесса в стране.
Управление казначейства области и его районные (городские) отделы обслуживают 679 организаций, 604 из которых – бюджетные, в том числе 163 - республиканского, 266 – областного и 250 районного и городского уровней. Информационной системой управления государственными финансами (далее - «ИСУГФ») обслуживаются 19 441 лицевых счетов казначейства (7 502 бюджетных и 11 939 внебюджетных).
Приказом Минфина от 10 января 2025 года совместно с руководителями региональных органов казначейской службы установлено, что финансирование платежей первого уровня, финансируемых за счет средств местных бюджетов, осуществляется до 20-го числа каждого месяца, включая вторую половину месячной заработной платы, в первые пять рабочих дней следующего месяца. В первом квартале бюджетными организациями, финансируемыми из местного бюджета, произведены платежи по платежам первого уровня на 374,5 млрд. сумов. Социального налога уплачено 91,4 млрд. сумов.
Бюджетными организациями, финансируемыми из республиканского бюджета, в первом квартале начислено 1 207,4 млрд. сумов заработной платы по выплатам первого уровня и 293,3 млрд. сумов социальных налогов.
Из средств, перечисленных в Фонд медицинского страхования, на заработную плату работникам здравоохранения в первом квартале направлено 358,8 млрд. сумов, на социальные налоги – 79,7 млрд. сумов.
Кабинетом Министров РУз 25 января 2024 года принято постановление «О мерах по определению минимального размера средств, подлежащих хранению на Едином казначейском счете для покрытия первичных расходов бюджета». Согласно этому документу, на едином казначейском счете поддерживается достаточный объем средств для своевременного покрытия основных расходов, таких как заработная плата и приравненные к ней выплаты, социальные налоги, продукты питания, лекарства, коммунальные услуги, горюче-смазочные материалы.
В первом квартале 2025 года на основные расходы четвертой группы было направлено 103,5 млрд. сумов. Из них 53,2 млрд. сумов потрачено на продукты питания, 2,4 млрд. сумов на лекарства, 41,4 млрд. сумов на оплату коммунальных услуг и 6,5 млрд. сумов на горюче-смазочные материалы.
В январе-марте 2025 года количество поданных и зарегистрированных получателями бюджетных средств и внебюджетных фондов договоров составило 30 321, а число зарегистрированных хозяйственных договоров превысило 2 028 620,9 млн. сумов.
По состоянию на 1 апреля 2025 года через тендерные торги зарегистрировано 26 договоров на 140 487,7 млн. сумов. Количество договоров государственных закупок через электронные торги составило 375. При этом сумма превысила 4 765,1 млн. сумов.
Лучшие предложения отобраны закупочной комиссией путем электронного голосования, и было произведено 680 платежей на 183 221,5 млн. сумов. Через самостоятельное изучение предложений зарегистрировано и произведена оплата 186 договоров на 1 141,9 млн. сумов. Кроме этого, заключено 68 договоров на 195 887,9 млн. сумов и непосредственно, на основании постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, заключен 9 541 договор на сумму 800 570,1 млн. сумов.
По состоянию на 1 апреля 2025 года путем учета договоров, заключенных бюджетными организациями с поставщиками, проведения первичных и текущих контрольных мероприятий по их целевой структуре, ценовым решениям, соблюдению платежной дисциплины отмечено, что в 540 случаях предотвращены нецелевые и излишние расходы на сумму 24 936,4 млн. сумов.
Грубые нарушения наблюдались в четырех случаях, когда не была размещена реклама на специальном информационном портале, при этом сумма договора на 575 млн. сумов была отменена. В 16 случаях были неверно представлены статьи расходов, не соответствующие бюджетной классификации. Аннулированы договора на 206,6 млн. сумов. В девяти случаях, информация о заключении договоров не была размещена на специальном информационном портале в установленный законодательством срок с момента его заключения, возвращены 85,4 млн. сумов.
Нарушения выявили и в отборе лучших предложений - победитель не был определен, а в трех случаях договора на 9,7 млн. сумов были заключены с опозданием. Также аннулированы два обязательства на 7,4 млн. сумов, которые заключили напрямую без подтверждающих документов. В связи с несоблюдением порядка внесения и оформления юридических обязательств возвращено 238 договоров и юридических обязательств на сумму 8,7 млн. сумов, по иным причинам возвращены 268 договоров и юридических обязательств на 15 318,8 млн. сумов.
Ойбек ХАМДАМОВ,
руководитель управления казначейства области.