По далеко не японским дорогам махалли «Зиёкорлар»…
«У нас «японские» дороги: то яма, то канава, - горько шутит директор ННО «Умид Д» Карина Татинцян, проводя для меня миниэкскурсию по родной махалле «Зиёкорлар», - дороги не ремонтировали лет 20, если не больше. Но это не единственная проблема нашей махалли»…
Во время двухчасового пребывания в «самой дальней» в Самарканде махалле, что находится в трех минутах ходьбы от железнодорожного вокзала, выяснилось, что «Зиёкорлар» буквально потонула в этих проблемах.
- Во-первых, в нашей махалле, где проживает 3500 человек, не хватает детских садов, а школа перегружена учащимися, - говорит активист махалли Ибрагим Зарипов. – На всю округу имеется только один детский сад №57, но он специализированный. Раньше был сад при кишмишном заводе, но там сейчас принимают металлолом. Со школами та же беда. С первого по третий класс дети учатся в 48-школе, а потом идут в школу №49. А ведь кругом строят многоэтажные дома, это означает, что будет прирост населения, но никто не думает о детях, о будущем...
Подпрыгивая на кочках и выбоинах в момент ознакомления с жилым кварталом, мы проезжаем мимо бывшего мелькомбината, а сейчас ООО «Самарканддон».
- Обратите внимание на столбы электропередач, - говорит и.о. председателя МСГ «Зиёкорлар» Исроил Раимов, - они все прогнили, вот-вот могут упасть. Сколько раз писали в вышестоящие инстанции о необходимости ремонта дорог, замены столбов электропередач и водопроводных труб. Да, приходят, делают замеры, а потом тишина. Каждый житель, как может, как позволяют его финансы, делает возле своего дома дорогу, но, понятно, что это совсем не то качество. Мои внуки уходят в школу чистые, а возвращаются забрызганные грязью. Это в дожди. Летом же, в сухую погоду, пыль стоит столбом, у многих пожилых жителей развилась астма, дети постоянно болеют ОРВИ...
Фотографируя унылый махаллинский пейзаж, обращаю внимание, как люди, идущие по дороге - тротуаров здесь вообще нет - пропускают вперед несколько до верху наполненных грузовиков.
- Да, 60-тонные фуры для нас нормальное явление, - кивает И. Раимов, - на территории нашей махалли много предприятий, промышленных складов. Помимо «Самарканддон», это колбасный, мебельный, молочные цеха, у нас тут есть цех по производству мороженого, сухофруктов, склады «Агромира» и много чего еще. Но, как видите, ни один из производственников не хочет облагородить махаллю, в которой расположен. А ведь большинство людей, кто там работает, живет здесь, ходят по этим дорогам каждый день.
Как признался один из таких рабочих, его бригаду не раз посылали помогать строить дома и дороги в Нурабадский и Кошрабадский районы, на другие большие стройки по городу и области, а вот родная махалля далека от благоустроенной. Конечно, обидно.
- Обидно еще и то, что буквально в соседней махалле «Зиёлилар» нет таких проблем, как у нас, - говорит К. Татинцян. – В нашей махалле ночью не горит ни один фонарь, зная состояние дорог, к нам не хотят ехать таксисты, о нас забыло управление благоустройства...
Спрашивается, как накопилось столько проблем, когда уже несколько лет в республике действует госпрограмма «Благоустроенная махалля»? Почему руки сначала фонда «Махалла», а теперь Министерства по поддержке махалли и семьи не доходят до городского густонаселенного схода граждан?
- 20 лет нашу махаллю возглавлял Юнус Ибрагимов, но результат его руководства налицо, - говорит активист И. Зарипов. – А ведь жители требовали, сами жаловались в инстанции. Однажды нашу махаллю навестил тогда еще городской хоким Зоир Мирзаев, он пешком прошел до железнодорожного техникума, увидел антисанитарию, мусор вдоль улицы, и уволил председателя махалли, поручив организациям помочь нам с дорогами и благоустройством. Но их сил хватило только на пару сотен метров, а председателя махалли через какое-то время восстановили.
Сейчас предыдущий махалляком написал заявление по собственному желанию, а с середины декабря прошлого года исполнять обязанности поручили И. Раимову.
- Понимаете, я предприниматель, общественная нагрузка для меня относительно новое дело, хотя все проблемы махалли я знаю изнутри, так как здесь живу всю жизнь, - признается он. – Сейчас вот планирую провести первое собрание, выбрать представителей схода граждан, избрать новое правление, потребовать сделать прием-передачу от прежнего руководителя. Ведь мне дали печать махалли и вот это разбитое, в трещинах здание. Всё надо поднимать с нуля, делать инвентаризацию, в том числе и нуждающегося в помощи населения махалли. По старым спискам у нас 15 малообеспеченных семей, но на деле их гораздо больше. Всем им надо помочь, тем более сейчас государство развернуло целевую программу по борьбе с бедностью, выделяет льготные микрокредиты без залога.
Махалля относится к 4-сектору, но пока влияния руководителя сектора здесь не чувствуется. Может, потому, что данный сход граждан несколько лет назад планировали полностью реконструировать, провести через махаллю третью трамвайную ветку, застроить многоэтажками вдоль железнодорожных путей и складов?
Несколько лет назад И. Раимов делал запрос в хокимият по поводу будущего «Зиёкорлар», но ему так и не ответили. Поэтому махалля в подвешенном состоянии, неопределенности: как быть дальше? что ожидать от властей? А годы идут, население махалли увеличивается, в отличие от деревьев, которые здесь вырубают застройщики. Люди хотят дышать чистым воздухом, а не пылью, ходить по ровным и освещенным дорогам, отправлять детей в садик, а не искать няньку, в конце концов, быть уверенными в завтрашнем дне. Исполнятся ли их обычные человеческие желания?
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.