Перенимая передовой опыт Сингапура

Постоянно меняющаяся ситуация в мире не только в экономике, политике, но и образовательном процессе, заставляет совершенствовать и школьную систему образования. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев не раз говорил о необходимости реформирования системы образования и современных методов обучения.

Одной из основных целей реформирования системы образования является развитие у подрастающих граждан страны критического и креативного мышления, творческого потенциала, цифровой грамотности, коммуникационных способностей, умения практически решать проблемные ситуации. Словом, нужны навыки, востребованные в современном информационном обществе. Учащиеся должны быть готовы адаптироваться к изменяющимся условиям и непрерывному обучению.

Узбекистан уже перенимает и адаптирует передовой опыт Финляндии и Сингапура в данном направлении, учитывая свои уникальные потребности, культурные особенности и ресурсы. Эти страны акцентируют внимание на непрерывном повышении квалификации преподавателей, предоставляют им доступ к новым методикам преподавания и поддерживают развитие их профессиональных навыков.

Как известно, в 2022 году узбекистанцы впервые приняли участие в тестах PISA — международной программе оценки знаний 15-летних школьников. По результатам тестирования, учащиеся из Узбекистана заняли 72-е место среди 81 страны по математике и предпоследние места по естественным наукам и читательской грамотности. При этом самый высокий результат по тестам был у учащихся Сингапура. Поэтому в этом году Узбекистан начал сотрудничество в сфере образования с организацией Marshall Cavendish Education Сингапура.

В этих целях в Ташкенте с 8 по 12 июля эксперты этой организации провели обучающие семинары, направленные на повышение качества образования и квалификации учителей на основе сингапурского опыта в сфере образования. Акцент делался на использование современных методик и учебников, работу с искусственным интеллектом.

Далее, как и по всей республике, в Самаркандской области в Институте повышения квалификации и педагогического мастерства с 5 по 8 августа был проведен семинар-тренинг, в котором новые навыки получили 50 директоров школ и более ста преподавателей точных и естественных наук.

Преподавание в формате дискуссий и взаимодействия с учениками и их родителями на основе доверительных отношений – это основа сингапурской методики обучения, сосредоточенной на весьма простой формуле и зарекомендовавшей себя наилучшим образом. Участникам семинар-тренинга рассказали о важности привлечения международных, зарубежных, передовых практик в образование, рассматривались проблемные ситуации и методы их решения, а также обсуждались вопросы о том, как обучить учащихся грамотности и жизненно необходимым навыкам. Активно работали над тем, чтобы изменить отношение детей к точным наукам, повысить интерес к математике.

Применение на уроке сингапурской методики способствует высокой познавательной и мыслительной деятельности, креативной активности всех учащихся, утверждается жизненная позиция через умение отстаивать и аргументировано доказывать свое мнение. Обучение проходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. При этом учитель и ученик – равноправные и равнозначные субъекты обучения. И, что немаловажно, обучение проходит без критики! Любое мнение ученика выслушивается, принимается, обсуждается. Методика подразумевает анализ урока и без критики в адрес учителя.

Главная цель сингапурского обучения: побудить и мотивировать пассивного ученика к активности через решение проблемных ситуаций, развивая креативное и критическое мышление. Причем не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, повышая свой профессиональный уровень, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, а также работать в команде.

В частности, сингапурская математика использует метод эврического обучения, основанного не на заучивании формул и готовых алгоритмов решения, а на развитии способности находить эти решения самостоятельно, используя полученные знания, путем наблюдений и построения логических цепочек.      

Участники семинар-тренинга получили не только много полезной информации и навыки инновационных педагогических методик преподавания, но и много положительных эмоций и позитивного настроя. По окончании обучения все участники получили сертификаты.

Далее мастер-классы и обучение продолжатся по методу «каскада» на базе районных школ с охватом около 4 000 педагогов и имеющихся 1 327 школ.

Мухаббат САЛАХИДДИНОВА,

учитель высшей категории средней школы № 55 г. Самарканда.