Паула Модерзон-Беккер: от Ворпсведы до Самарканда

Когда в пространство города входит выставка, посвященная художнице начала XX века, она перестает быть просто демонстрацией произведений. Такие события становятся точкой пересечения культурных кодов - исторических, социальных, гендерных. Появление в Самарканде работ немецкой художницы Паулы Модерзон-Беккер (Paula Modersohn-Becker) - фигуры, стоящей на рубеже модернизма и женской эмансипации, - свидетельствует о том, что город вступает в новый этап самоосмысления.

Паула прожив всего 30 лет и оставив после себя около полутора тысяч графических и живописных работ, всегда существовала «на границе»: между академизмом и модерном, Парижем и Ворпсведой (деревня-художественная коммуна на севере Германии, недалеко от родного города художницы Бремена - прим. автора), предписанной женской ролью и собственным стремлением к свободе. Такие фигуры, как писал российский культуролог Юрий Лотман, являются двигателями смысловых взрывов, которые создают новые культурные тексты там, где раньше их не существовало.

Модерн дал художнику свободу, но женщине-художнице ее почти не давал. Паула нарушает этот порядок и пишет ню-автопортрет, изображает беременность, превращает женский опыт в новый художественный язык. Это становится структурным переворотом, когда женщина впервые заговорила о себе сама.

Когда мы обсуждаем актуальность ее творчества сегодня, мы неизбежно выходим к современным женским творческим инициативам в Узбекистане - таким же смелым и преобразующим. К примеру, в самаркандской Art Station, где и проходила выставка Паулы с 20 июня по 28 ноября, регулярно организуются занятия, в основе которых создание пространства честного разговора о женских ролях в обществе, их переосмысление. Это - своеобразная внутренняя революция, сопоставимая с тем, что совершила Паула в живописи. И сегодня Art Station тоже становится своеобразной современной коммуной, где рождаются новые смыслы.

- Мы открывали галерею с темой женского лидерства, а выставка Паулы была логическим ее продолжением, - говорит директор Art Station Дона Кулматова. - Ее фигура вдохновляет женщин в искусстве по сей день. Мы стараемся показывать сильные женские голоса - и прошлые, и сегодняшние. И это имеет успех. В период проведения в Самарканде конференции Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО выставку даже продлили на месяц, так как интерес публики был неожиданно высок. Нас посещали гости из Германии и удивлялись, что впервые видят оригиналы работ уникальной художницы, о которой только слышали в своей стране…

Особое место в Art Station занимает международное сотрудничество. Подписанный меморандум с резиденцией PROGR в Берне стал для многих узбекских художниц тем самым «парижским окном», которое когда-то открылось перед Паулой. Резиденция Зилолы Кахрамоновой в Швейцарии - пример такого культурного перехода. Она, как и ее знаменитая предшественница из Ворпсведы, проходит путь от локальной среды к мировому художественному пространству.

Выставка Паулы была организована при поддержке Гете-Института, и нынешнего директора института в Ташкенте, Барбару Анну Бернсмайер, тема женской субъектности волнует не меньше.

- Эта выставка важна тем, что показывает женскую фигуру, которая более ста лет назад начала говорить языком современного искусства, опередив свое время, - говорит Бернсмайер. - Мы видим, насколько востребованы такие разговоры в Узбекистане. Здесь формируется новое поколение художниц. Международные культурные программы, которые поддерживает наш институт, - это не просто обмен опытом, но и пространство свободы. Для нас важно, чтобы у женщин в искусстве Узбекистана была возможность развития. Мы видим здесь высокий интерес к творчеству и самопознанию. Это напоминает европейские процессы начала XX века.

Самарканд, вбирающий в себя эпохи - от Согдианы до ЮНЕСКО, - становится идеальной сценой для таких культурных диалогов. Здесь модернизм Паулы звучит особенно ясно, потому что встречает не пассивного зрителя, а живую культурную систему, находящуюся в моменте внутренней перестройки, когда культура начинает генерировать новые смыслы быстрее, чем успевает фиксировать нормы. Честность, смелость и способность нарушать предписанные роли Паулы неожиданно точно отражают процессы, разворачивающиеся в Самарканде. А значит, ее история продолжается: не в копировании ее жестов, а в самом факте, что женщины Узбекистана сегодня, так же как и она сто лет назад, начинают говорить собственным голосом - уверенно, открыто и творчески.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Для справки

С работами Паулы Модерзон-Беккер, ее биографией и творческом пути можно ознакомиться на сайтах:

moma.org

artsandculture.google.com

awarewomenartists.com

www.wikiart.org