Озорная, отважная, заводная
- Наверное, домашней девочке, воспитанной мамой-учительницей, было непросто "вжиться" в богемную среду, к людям "не от мира сего"?
- Да, это сродни законам джунглей - либо ты принимаешь "устои и традиции" коллектива и работаешь, либо уходишь. Но меня всегда спасала работа. Я была занята практически во всех постановках текущего репертуара. Не было времени отвлекаться на интриги. И потом, я просто так не привыкла "сдаваться", я по натуре борец.
- У всех режиссёров свои методы работы. Со стороны непосвященного они выглядят жёстко. А что думают актеры?
- Были моменты, когда Бродянский не раз доводил меня до слез. Когда я успокаивалась, он, продолжая работу над спектаклем, отмечал: "Запомнила своё состояние? Вот такой настрой у тебя должен быть в этой мизансцене". И это здорово помогало!
По словам С. Шаруды, переломным моментом в карьере стала дипломная работа Х. Бурханова - спектакль "Сотворившая чудо" по пьесе У. Гибсона. Драматическая роль Анни Саливанн, бывшей воспитанницы приюта для детей-инвалидов, далась нелегко. Как признаётся Светлана, она привыкла работать под руководством опытного режиссёра – В. Бродянского, а на этот раз приходилась самой ставить себе сверхзадачи, раскрывать "зерно роли". И ей это удалось. Героиня С. Шаруды, по мнению зрителей, затрагивала за живое.
Яркой работой можно считать и постановку "Играем Чехова", в которой С. Шаруда исполняла сразу три роли - ямщика Степаныча ("Ведьма"), раздатчицу пива ("Свидание хотя и состоялось…) и певицу (по рассказу "Хористка"). Кстати, когда Светлана вышла в декрет по случаю рождения второго ребенка, эти три роли стали исполнять три разных актера. Отсутствие С. Шаруды остро почувствовалось и в других спектаклях.
Отношение к ролям, в целом к работе, у Светланы более чем трепетное.
- Меня возмущает, когда на репетиции актеры работают абы как, оправдываясь, что на премьере, мол, они выложатся полностью, - говорит она. – Именно на репетиции "закрепляются" не только мизансцены и действия, но и эмоции, состояние, в том числе отношения между партнёрами на сцене. А премьера - это всегда волнение, иногда что-то да и выпадает из поля зрения.
В жизни же Светлана минималистка - ей некогда увлекаться нарядами, она всегда в движении, в делах. Учитывая её работоспособность, дисциплинированность и ответственность, с нового театрального сезона С. Шаруда назначена заведующей труппой. Однако это не мешает ей играть не только в стационарных условиях, но и на выездах.
- Светлана, в кулуарах сложилось мнение, что новая зав.труппой это буквально жандарм над актерами…
- Я применяю "санкции", когда человек не соблюдает элементарных норм дисциплины, своим неуважением к другим, он, тем самым, заслуживает неуважение к себе. Я сначала пытаюсь поговорить мирно, выяснить причину отсутствия на работе, что привело к срыву репетиции. Это касается не только молодых, едва начавших свою трудовую деятельность, но и "звёзд" нашего театра. Только потом начинаю действовать жестко. Меня, как человека, оскорбляет отношение к моей профессии. Понятно, что некоторые приходят временно, "перекантоваться" в театре до поступления в высшее учебное заведение или в поисках более высокооплачиваемой работы. Но я считаю, что даже, если ты "временный" кадр, будь добр за это время прояви себя и работай.
- Светлана, ты состоялась, как профессионал, как личность тебя ценят и уважают окружающие. Ты счастлива в браке. Что еще надо в жизни?
- Если честно, то сейчас остро чувствую отсутствие у себя высшего образования. Так сложилось, что актерские "университеты" я осваивала во время работы. Опыт, конечно, это многолетняя школа, в которой постоянно учишься. Но, если в Ташкентском театральном институте открыли бы курсы заочного обучения актерскому мастерству, я бы стала первым абитуриентом. Руководство театра не раз обращалось с этой просьбой в Министерство культуры. Но пока этот вопрос всё еще решается…