Озарённое солнцем имя

«Замечательному защитнику памяти деда на самаркандской земле, его второй Родине, и с пожеланиями успеха во всем! Марина Лещинская (Бенькова)», - с такой надписью мне была подарена монография академика, доктора искусствоведения Нигоры Ахмедовой "Павел Беньков. Художник солнца", изданная Фондом поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани. Книга – и это очень трогательно и ценно - вручена из рук внучки Заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР П. Бенькова и президента Фонда Марджани Рустама Сулейманова, которые в минувшее воскресенье на один день приезжали в Самарканд.

Отмечу, что Р. Сулейманова называют «мусульманским Третьяковым» за вклад в популяризацию мусульманского искусства в России. Его Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани, основанный в 2006 году, назван в честь прогрессивного татарского богослова и историка XIX века. В России коллекция изобразительного искусства Фонда Марджани уступает только эрмитажной и по охвату приближается к собранию Ага-хана. Фонд Марджани сотрудничает и с Узбекистаном, помогая в организации выставок, издании книг и альбомов. Так, 20 января этого года в конференц-зале Творческого союза художников Узбекистана прошла презентация указанной выше монографии "Павел Беньков. Художник солнца".

В богато иллюстрированном издании повествуется о творческом пути Бенькова, ученике Петербургской Академии художеств. Автор подробно рассказывает о казанском периоде художника, его живописных поисках и преподавательской работе. Переехав в зрелом возрасте в Узбекистан, мастер открыл для себя удивительный и прекрасный мир, позволивший ярко и по-новому раскрыться его колористическому дарованию. Именно в Самарканде он восторженно скажет: «Я могу здесь писать всё, бесконечно…»

И Беньков много писал: узкие улочки с чинарами, людей на базарах и в тенистых двориках, знаменитые памятники старины…

- В последние годы своей жизни Павел Петрович много болел и уже не мог выходить на пленэры, - рассказывает М. Лещинская, - поэтому он писал дворик своего дома, сад, за которым ухаживали он и его ученица, тоже замечательный художник Зинаида Ковалевская. Эти картины сегодня находятся в музеях Узбекистана, России и других странах, они переносят зрителя в то далекое время и позволяют испытывать те же светлые чувства, какие испытывал во время создания полотен сам Павел Петрович.

Гости в тот солнечный день посетили выставку «Шедевры Самаркандского музея» в Государственном музее истории культуры Узбекистана, в экспозиции которой особое место, безусловно, занимают шедевры Павла Бенькова и Зинаиды Ковалевской. Старший научный сотрудник музея Гулбахор Абдурахманова провела экскурсию и рассказала об истории появления некоторых работ и их создателях, акцентировав внимание на особую солнечную палитру большинства живописцев, когда-либо писавших на самаркандской земле.

По традиции, в каждый свой приезд внучка Бенькова навещает могилу деда, где в 2014 году был сооружен новый мемориал. В этот раз памятник будет обновлен керамической плакеткой с репродукцией одной из картин художника.

Хранитель творческого наследия художника Марина Лещинская, Рустам Сулейманов, художники Евгения Яговкина, Мухаммад Фозили, Акбар Фазылов затем отправились посмотреть на памятный дом Бенькова, улицу, на которой он жил. Очень жаль, что после смерти З. Ковалевской данный дом не стал общественным домом-музеем с соответствующими экспонатами и особой аурой творчества. Но, по словам М. Фозили, не всё еще потеряно в этом направлении. При поддержке государства и общественности есть шанс сделать это место знаковым для всех ценителей искусства.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.