Недавно в столичном издательстве крупным тиражом вышел новый роман известного самаркандского писателя Нусрата Рахмата «Джадид», который посвящен творческой деятельности и трагической жизни великого просветителя Махмудходжи Бехбуди. Книга стала своеобразным подарком автора к 30-й годовщине независимости нашей страны.
В связи с выходом в свет романа мы побывали в доме автора в махаллинском сходе граждан «Кушмачит» Самаркандского района. Побеседовали с ним о творчестве, роли художественной литературы в воспитании подрастающего поколения, развитии общества, о литературном потенциале Самарканда.
- Вы стали первым инициатором восстановления памяти великого просветителя Махмудходжи Бехбуди. Как это было?
- 16 лет назад, по случаю 130-летия со дня рождения М. Бехбуди, мы с покойным журналистом Миршарифом Хужаевым выступили с инициативой восстановить забытое имя великого просветителя Востока и поставить ему памятник в Самарканде. Но, увы, никто не услышал наш голос. Тогда мы за счет своих пенсионных сбережений заказали скульптору бюст М. Бехбуди. Через некоторое время наш заказ был готов, и мы опять обратились к чиновникам выделить подходящее место для установки бюста и организовать торжественное его открытие. Опять никакой реакции не последовало. Посоветовавшись с руководством областного института усовершенствования учителей и переподготовки педагогических кадров, мы решили установить этот бюст во дворе вуза, так как всю свою сознательную жизнь Махмудходжа Бехбуди посвятил развитию народного образования, писал учебники, организовывал школы, был первым министром просвещения республики. Торжественное мероприятие, посвященное 130-летию М. Бехбуди и открытию его памятника, стало большим праздником, в котором приняли участие, педагоги, студенты и журналисты – все, кроме представителей местной власти. Теперь, когда священное имя великого педагога и просветителя полностью восстановлено, началась своеобразная гонка по публикации статей, написанию книг о жизни и творчестве М. Бехбуди. Невольно задаешься вопросом: а где были эти люди вчера, когда его никто не вспоминал, когда имя М. Бехбуди было вычеркнуто из истории?
- Как Вы оцениваете роль и место художественной литературы в глобализированном обществе и непосредственно литературный потенциал Самарканда?
- Моё детство пришлось на послевоенные годы - период становления народного хозяйства. Наш первый учитель Абдурахмон-ака был инвалидом войны и ходил на протезах. Каждое утро в классе мы, ученики, услышали звук его протезных ног, который до сих пор остался в моей памяти. Тогда я написал стихотворение «Высказывания деревянной ноги», где протез рассказывает о том, что когда-то он был огромной чинарой под которой отдыхали люди. Мастер сделал из дерева протез, и теперь он стал опорой человеку. «Я никак не пойму одной истины», - говорит деревянная нога, - почему люди становится врагами друг другу, когда даже дерево дружит с человеком?». Почему я привел этот пример? Потому что, в процессе глобализации такие общечеловеческие ценности, как доброта и милосердие, уважение и преданность во взаимоотношениях людей изо дня в день становятся очень редкими. Вместо чтения книг люди больше своего времени проводят перед экранами телевизоров, перед компьютерами и т. д. В результате чего появилась огромная пустота в мировоззрении, эстетическом и культурном воспитании молодежи. По-моему, этот пробел сумеет восполнить только книга, художественная литература. Вместе с тем, несмотря на возраст, я активный пользователь социальных сетей. В настоящее время на блоге husratrahmat.blogspot.com есть два романа, четыре повести, 15 рассказов, около ста статей, которые принадлежат моему перу. Ежедневно их читают более пятисот читателей из 17 стран мира. Что касается литературной жизни Самарканда, то следует отметить, что в настоящее время здесь очень мало известных писателей и поэтов, но есть талантливая молодежь, которая является нашей надеждой.
- Как вы стали писателем?
- Моё первое стихотворение называлось «Совершеннолетие», которое было написано в восьмом классе. За это четверостишие я получил тогда три рубля гонорара. В те времена это была приличная сумма. Я подумал тогда, что поэзия очень прибыльная сфера, и твердо пообещал себе в будущем стать поэтом. Непрерывно начал писать стихи. Но окончив школу, не смог поступить на филологический факультет СамГУ. Мой односельчанин тогда учился на агрономическом факультете сельскохозяйственного института. Он и посоветовал мне поступить на агрофак. По его словам, специалисты, окончившие этот факультет, обязательно станут председателями колхоза, а филологи будут работать только учителями в школе. Так я стал студентом агрономического факультета Самаркандского сельхозинститута.
- Вы автор более двадцати книг, среди которых сборники стихов, рассказов, повестей, очерков и романов. Какая книга наиболее Вам дорога?
- Вы знаете, для любого автора каждая книга драгоценна. Потому что книга – это плод многих бессонных ночей, огромного умственного труда писателя или поэта. Но все же, среди книг мне очень дорога повесть, рассказывающая о тяжелом труде журналиста. Называется она «Я – из редакции». Эта книга была напечатана большим тиражом, помню, на гонорар я купил тогда «Жигули». Когда переводил с персидского языка на узбекский небольшое произведение Авиценны «Пирузинома», то под впечатлением написал книгу «Советы сыну», которая до сих пор отзывается не только в моём сердце, но и у читателей. Она была переиздана восемь раз. Дороги моей душе и книги «Я - корреспондент», «Самый ярый убийца», «Аскад Мухтор сказал…», роман «Джадид», посвященный тяжелой, трагической жизни великого просветителя.
- Не устаем удивляться Вашему музею ложек. Расскажите, пожалуйста, о нем.
- Каждый человек в своей жизни чем-то увлекается. Я с юношеских лет интересуюсь ложками. Где увижу оригинальные ложки, так сразу же покупаю их. Вот здесь накопилось более тысячи ложек разных времен и народов. Среди экспонатов есть личная ложка российского императора Николая II, есть и ложки Бухарского эмира Саида Олимхона. А вот дорогая сердцу ложка, которую мне подарил великий писатель Чингиз Айтматов. Вы знаете, каждая ложка – это маленькое зеркало национальных традиций, цивилизации, символ прикладного искусства того или иного народа. Каждый экспонат музея – отдельная история. Я очень дорожу ими и в будущем хочу оставить своим потомкам не только книги, но и свой оригинальный своеобразный музей – коллекцию ложек.
- Спасибо за интересную и содержательную беседу.
Беседовал Ёрмамат РУСТАМОВ.
Факты
Н. Рахмат родился 3 июля 1941 года в селе «Кушмачит» Самаркандского района в дехканской семье.
После окончания Самаркандского сельскохозяйственного института работал агрономом. Но любовь к творчеству привела молодого агронома в редакцию областной газеты «Ленин йули» (ныне «Зарафшон»).
Позже будущий писатель работал специальным корреспондентом газеты «Кишлок хакикати» («Сельская правда») по Самаркандской и Бухарской областям. Был заведующим отделом газеты «Узбекистон адабиёти ва санъати», работал в Государственном комитете защиты природы.
Первая книга автора «Агар табиатни севсангиз» («Если любите природу») была напечатана в 1975 году. Потом одна за другой вышли книги «Чанковуз», «Олис-олис сукмоклар» («Дальние тропинки»), «Дашт», («Степь»), «Замондош уйлари» («Высказывания современника»), «Сукмоклар ва сабоклар» («Тропинки и уроки»), «Такдимот» («Презентация»), «Аскад Мухтор дедилар» («Аскад Мухтар сказал…»), «Энг ашаддий каллакесар» («Самый ярый убийца»), «Фожиа» («Трагедия»), «Мен - редакцияданман» («Я – из редакции»).
В 2004 году Указом Первого Президента страны И. Каримова Нусрату Рахмату было присвоено почетное звание «Заслуженный журналист Республики Узбекистан».