Ода любви, запечатленная в камне
Итак, Тадж-Махал. Он был построен шахом Джаханом в память о безвременно ушедшей любимой жене. Звали ее Анджуман бону, а Мумтаз Махал - это было дворцовое имя. Была она племянницей императрицы Нурджахон, супруги шаха Джахонгира. Нурджахон покровительствовала своему отцу, и он сделал блестящую карьеру при дворе - стал главным визирем и советником шаха. Брат Нурджахон, Асаф, стал финансовым министром, его дочь Анджуман бону и вышла замуж за наследника Хуррама (который по восшествии на престол принял имя Джахан). Ее свекор, шах Джахонгир, был очарован своей невесткой, ее умом, дипломатическими способностями и дал ей тронное имя Мумтоз Махал, что означало "Украшение дворца".
Как известно, шах Джахан был безумно влюблен в свою жену. Она сопровождала своего царственного супруга даже во время военных походов. В течение 19 лет супружеской жизни она родила ему 14 детей и умерла в возрасте 38 лет. Каждый ребенок уносил с собой часть материнского материала, организм не успевал восстановить свои потери, что и привело к послеродовому кровотечению, которое в то время не могли остановить. Умирая, Мумтаз Махал попросила мужа выполнить три условия - не жениться после нее, построить ей мавзолей и устроить судьбу детей по их воле, по любви, а не преследуя какие-то политические и династические принципы.
22 года потребовалось шаху Джахану, чтобы возвести небывалый мавзолей, который до сего дня поражает людей со всего мира своим великолепием и красотой. Построен Тадж Махал у берега реки Ямуна. В основании мавзолея вырыты колодцы, в которых находятся деревянные сваи, требующие определенной влажности. В противном случае они могут сгнить.
Когда выходишь из ворот в сад и видишь Тадж-Махал, то застываешь и немеешь перед открывшейся глазу красотой. Пять куполов-луковиц, достигающих в высоту 35 метров, четыре минарета по 40 метров каждый (сооружены таким образом, что угол их наклона предотвращает разрушение основного здания мечети). Белые (вблизи слегка желтоватые) стены, сплошь покрытые узорами из драгоценных и полудрагоценных камней, которые блестят под солнцем и искрятся при рассмотрении под углом. Поражает небывалая симметрия строения, которая ощущается в конфигурации сада и дорожек.
При входе внутрь снова застываешь - открывается невиданный простор и красота архитектурной формы. Внутренние стены, 25 метров в высоту, венчаются сводчатым куполообразным потолком, расписанным в образе солнца. Расположенные внутри 8 арок условно и с невообразимой симметричной точностью делят храм на равные по площади части. Множество окон и угловые прорези по краям крыши создают ощущение какой-то легкости, воздушности. Заходишь и не ощущаешь массивность мраморных колонн. В центре помещения расположены две символические гробницы, отделённые от посетителей мраморной ширмой. Они практически идентичны, не считая разницы в размерах - саркофаг Шаха Джахана немного больше. Они выполнены из белого мрамора и украшены абстрактными и геометрическими узорами из черного мрамора и драгоценных камней.
Мне кажется, здесь шах Джахан допустил просчет. Гробница жены установлена точно посередине. Гробница самого шаха - слева и несимметрична. Мне кажется, о своей смерти он в то время не подумал, а подсказать ему об этом вряд ли кто-нибудь из строителей осмелился бы. Тадж-Махал окружен садом с зелеными лужайками, дорожками, высеянными магнолиями. Как указал гид, во время императора траву стригли в виде волны, чтобы отразить печаль самодержца. Англичане сделали из всего этого обычный стриженный английский газон. Перед памятником синевой искрится бассейн, облицованный мраморными плитами. От него ровно посередине находится идеально прямой канал с фонтанами. Налюбовавшись и сделав разные фото, мы теперь поехали по маршруту моего гида. Недалеко от Агры находились две гробницы - шаха Акбара и деда Мумтаз Махал - Мирзы Гияс-бека. Как указал гид, местные жители называют памятник "Беби Тадж" или "Маленький Тадж".
Издали Итимауд-Даула мне показался миниатюрным, изящным, воздушным строением. Создается ощущение, что это какой-то инкрустированный пенал, нет, драгоценный ларец. Здание построено из мрамора, в основе красный песчаник. Мраморные стены инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями. Четыре сооружения из красного песчаника расположены по четырем сторонам света и соединены между собой крепостными стенами. Внутри поражают ажурные мраморные решетки (у нас оконные решетки сделаны из керамики) на окнах, инкрустированные панели, красочные росписи.
Я рассматривал сделанные фотографии после приезда в Самарканд и должен признать, что снимки не передают всего великолепия. Это все надо видеть самому, запечатлеть в душе. Если всем этим строительством занималась сама императрица, то надо отдать должное ее тонкому вкусу и знанию архитектуры. Внутри находилось небольшое прямоугольное помещение, в котором я увидел гробницу Мирзы Гияса и его жены. Отойдя подальше и разглядывая это чудо, я не мог не отметить какую-то необычность, какую-то тонкость и грациозность строения, его чисто женское изящество. Мне показалось, что в некоторых местах этот памятник даже превосходит Тадж Махал. И знаете, у меня в душе не было ничего такого гнетущего, мрачного, темного, которое сопровождает человека при посещении гробниц. Наоборот, здесь была атмосфера покоя и светлой печали по ушедшим дорогим людям.
Ну что, спросил меня гид, после того как я пришел в себя от созерцания чудесного памятника. Вы видели памятник любви супругов, а здесь иное. Здесь дочерняя память о родителях, это выражение любви детей к тем, кто дал им жизнь. Как видите, во времена Великих Моголов любили увековечивать память родных и любимых!
Да, вздохнул я, это здорово, у меня в душе трепет, вспомнились свои папа и мама, как будто слышу их голоса, как будто этот памятник всем родителям. Эта императрица была очень умной и мудрой женщиной.
Азамат РАХИМОВ,
профессор СамМИ.
(Продолжение следует).