Очередной каменный мешок?

В редакцию «Самаркандского вестника» вновь поступил сигнал от жителей города, которые жалуются на строительство многоэтажного дома, нарушающего Градостроительный кодекс Республики Узбекистан. При выяснении обстоятельств дела на месте факты нашли подтверждение.

«Мы, жители домов № 51, 53 по улице Гагарина и домов № 10,12, расположенных по улице Ш. Руставели, просим содействия редакции в освещении вопроса о возведении здания с неизвестной этажностью на месте снесенного двухэтажного дома.

Никаких разрешительных документов у застройщика «Эгида Плюс» не имеется, так же нет согласия жителей близлежащих домов на возведение многоэтажного Г-образного дома, который в результате постройки нарушает все нормы градостроительства.

Более того, с ноября на стройплощадке постоянно присутствует шум до позднего вечера, огорожена огромная территория, вырублены многолетние деревья, в том числе карагач, которому было не менее ста лет.

На общей территории дома № 51 по улице Гагарина самовольно возведена конструкция – офис для продаж квартир строящегося дома. Данная территория предназначена для стоянки автомобилей собственников квартир дома № 51, к которой теперь нет доступа.

На протяжении всего строительства застройщик постоянно приносит неудобства жителям близлежащих домов: протаранили трубопровод питьевой воды, в результате чего мы остались без воды на три дня, задели газопровод, в результате чего образовалась утечка газа. Строительной техникой постоянно перекрывается дорога по ул. Ш. Руставели, при этом ни махалля, ни участковый, несмотря на жалобы жителей, никак не реагируют.

К данному заявлению прилагаем документы и ответы от госинстанций».

 

Данная история неоднократно освещалась через посты в социальной сети «Фэйсбук». Сами жители направляли многочисленные жалобы в хокимият города и области, областные управления юстиции, по архитектуре и строительству, экологии, ГАСН, городскую прокуратуру. Писали даже в Законодательную палату Олий Мажлиса и Администрацию Президента РУз. Однако ответ приходил один и тот же, будто сделанный под копирку: строительство многоэтажного дома производится ООО «Эгида плюс» по решению хокима города Самарканда от 14 августа 2017 года №1486-К «Об утверждении акта земельного участка, выбранного для строительства, и и выдаче разрешения на постройку».

В данном решении, которое действительно имеется, ООО «Эгиде плюс» выдано разрешение на постройку четырехэтажных жилых домов (первый этаж здания отдан под торговое и бытовое обслуживание) на площади 2200 квадратных метров. На указанных метрах расположены три двухэтажных дома, в которых на начало строительства жили люди. От застройщика требовалось соблюсти условия: получить согласие жильцов на снос, соблюдение сейсмических, противопожарных, градостроительных и санитарно-гигиенических требований ШНК 2.07.01-03*, получить согласование от ГорСЭС, ГАИ и инспекции пожарной безопасности, организации в жилой застройке автостоянки, детской площадки, площадки для сбора бытовых отходов, благоустройство и озеленение прилегающей территории. «В случае нарушения или невыполнения одного из пунктов, данное согласование считать недействительным», - отмечается в предписании ГУП «ТошкентбошпланЛИТИ» от 3 июля 2017 года.

Однако, по словам жильца дом №53, который расположен прямо напротив данного строительства, Алишера Атаева, на деле выполнено только половина из указанного. А именно: получено разрешение на снос дом №51А, который, кстати, указан в решении с неправильным адресом.

- В первую очередь, следует обратить внимание на сами сроки действия решения хокима города об отведении земельного участка под застройку, - говорит А. Атаев. – В Земельном кодексе РУз, в пункте 10 статьи 36 четко сказано, что право на земельные участки прекращается в случае неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственных нужд, и двух лет - для нужд несельскохозяйственных. Строительство дома началось осенью 2020 года, то есть, указанное решение хокима города к тому времени было фактически недееспособным, сроки у застройщика вышли, и ему надо было добиваться получения нового решения. Но, как мы знаем, с 2018 года все участки для занятия предпринимательской и градостроительной деятельностью продаются через электронные торги, а не выделяются по решению хокимов. Однако этот факт полностью игнорируется чиновниками государственных органов, в том числе областным управлением юстиции. Во-вторых, в Постановлении Президента РУз от 27 декабря 2011 года говорится о категорическом запрещении проектирования и строительства объектов, не предусмотренных утвержденным генеральным планом, на территории завершенных строительством массивов, жилых многоэтажных микрорайонов. Этот же пункт имеется в действующих Градостроительных нормах и правилах. Несмотря на это, хокимиятом в свое время выдается решение на застройку в неположенном месте, ссылаясь на якобы аварийные дома, что не имеет под собой никакого основания. В свою очередь, ныне действующие органы власти и управления делают вид, будто проблемы не существует вовсе. Нам приходят одни отписки. Единственно, мне сказали из облархитектуры, что документация на данное строительство не проходила их контроль.

Выехав на место строительства на улицу Ш. Руставели, встретиться с самим застройщиком не удалось, но мы убедились, что новое здание строится вопреки принятым нормативам. Например, согласно ШНК 2.07.01-03* (Шаҳарсозлик нормалари ва қоидалари - Строительные нормы и правила или СНИП), «на площадках сейсмичностью 8 баллов и выше, расстояния между длинными сторонами жилых зданий должны быть не менее двух высот наиболее высокого здания».

В забытом ныне документе, не потерявшем своей актуальности и сейчас, а именно в СНиП II-7-81* («Строительство в сейсмических районах»), разработанное еще в советское время при участии Института механики и сейсмостойкости сооружений Академии наук Узбекской ССР, указывается, что Самарканд расположен в зоне с сейсмичностью в 9 баллов. То есть, расстояние между домами должно быть максимальным во избежание жертв во время природных катаклизмов. По факту же, между строящимся домом по Ш. Руставели и советской пятиэтажками №№51, 53 на Гагарина от силы метров 12, тогда как это расстояние должно быть не менее 30 метров.

Далее мы обратили внимание, что в проекте, подготовленном ООО «Констант проект», на месте снесенного двухэтажного дома не прямоугольное здание, а Г-образное. По словам того же Атаева, здесь налицо самозахват территории бывшей станции подкачки теплоцентрали. Более того, сам дом возводится на действующих коммуникациях и без согласования с коммунальными службами города. Как проектировщик допустил такое – неизвестно.

Кроме того, в паспорте проекта указаны автостоянка и детская площадка, которые уже имеются для жителей домов №№ 51, 53, то есть при окончании строительства и заселении новостройки на указанные объекты будет серьезная нагрузка. Дополнительная автостоянка указана прямо на межквартальной дороге, которая ведет к детскому саду. И здесь мы уже молчим об отсутствии места для зеленых насаждения, полагающихся по санитарным нормам и правилам. Если дом построят, то весь дворик с детской площадкой посередине буквально превратится в каменный мешок.

Вызывает недоумение и разница между фото будущего здания на баннере, где красуются шесть этажей, и решением хокима города, в котором утверждается строительство четырехэтажного дома. Словом, решение хокима от 2017 года, проект дома и реальное положение дел существенно отличаются друг от друга, но госорганы этого в упор не видят или не хотят видеть, а значит, есть подозрение на коррупционную сделку между застройщиком и чиновниками. Так ли это на самом деле – хотелось бы услышать ответ от областной прокуратуры.

Снимок со спутника от 12 октября 2020 года.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.