Очередей и… "шапок" в автослонах больше не будет
По сведениям председателя правления компаниии "Узавтосаноат" Ш. Умурзакова, спрос на нашем автомобильном рынке очень сильно превышает предложение. Если посчитать уровень автомобилизации населения, то на 1000 человек приходится 70 автомобилей. В соседнем Казахстане этот показатель составляет 217 машин. Если наши заводы будут работать на полную мощность, производя и реализуя 300 тысяч машин в год, то нам потребуется 13 лет, чтобы догнать их.
Председатель правления компании "Узавтосаноат" Шавкат Умурзаков назвал дефицит автомобилей искусственным, а его причиной - то, что нужное количество автомобилей не производилось намеренно. Низкие объемы контрактации автомобилей были связаны с коррупционной составляющей и другими причинами. Теперь коллектив предприятия увеличил месячный объем производства - до 26-27 тысяч, а это на 120% больше среднего объема за предыдущие месяцы.
Теперь в работе с дилерами GM Uzbekistan временно перешла на "ручное управление".
- Каждое утро мы даем им лимит, спрашиваем о причинах отсутствия контрактов. Кто работает неэффективно, тому мы срезаем лимит и передаем его тем, у кого хорошие показатели по продажам, - говорит Ш. Умурзаков. - Дилеры, кажется, привыкли к тому, что клиенты бегают за ними, упрашивают организовать вне очереди авто. Я считаю, что нужно работать для клиента, все должно быть прозрачно. Специальные рабочие группы "Узавтосаноат" во время проверок автосалонов выявляют простаивающие автомобили, на которые нет заявок, и вывозят их на авторынки. В четырех автосалонах за один день было обнаружено 100 автомашин, на которые якобы нет клиентов. На самом же деле тут огромная очередь из желающих приобрести наши автомобили. И дефицит тут искусственный, который повышает статус продавца и позволяет ему иметь так называемую "шапку", или говоря юридическим языком - взятку. По республике около 80 подобных автосалонов. Поэтому руководство компании приняло следующее решение, раз дилеры не могут справиться со своей работой, забрать у них автомобили и вывезти на рынки, где их с удовольствием разбирают автолюбители.
Отныне весь процесс будет под контролем, никому не удастся выдать машину вне очереди. Заявок на контрактацию не будет, клиент сразу будет заключать контракт. Каждая машина должна быть привязана к покупателю, который будет знать, когда он получит свой автомобиль. Клиент также сам сможет выбрать дилера, что, в свою очередь, увеличит конкуренцию среди автосалонов, и дилеры будут стараться привлечь покупателя.
Говоря о фиктивных очередях, руководитель "Узавтосаноат" рассказал, что раньше в день выявлялось в среднем 30 ложных заявок, сейчас - больше 1000. Есть факты, когда один человек занимал очередь в 10-20 автосалонах. С приближением очереди он начинал искать клиентов, покупал за их деньги машину и по доверенности продавал. Это люди дилеров. Теперь они сняты из очередей, что сокращает сроки поставки автомобилей и даст компании реальных покупателей.
В 2019 году покупатель сможет сразу после оплаты забрать свой автомобиль. До второго полугодия 2019 года такого ажиотажа не будет. Компания искореняет "шапочную" систему, которая приводила к искусственному дефициту, к большим очередям и дороговизне автомобилей.
- Коррупция - это фактор, который мы сами создаем, - заявил глава компании. - Есть коррупционные схемы, мы их убираем, чтобы правильно работать. Это искусственный дефицит, неполное использование производственных мощностей, увеличение себестоимости. Благодаря этому люди продавали машину, на которой ездили два-три года, дороже машины в салоне. Теперь когда "шапок" не будет, все будет по-другому.
По материалам gazeta.uz.