Общественный транспорт: будут ли изменения и когда?
В областном Доме печати состоялась пресс-конференция с участием представителей областного управления транспорта.
Перед журналистами выступили руководитель информационной службы данного управления Шерзод Халилов, начальник отдела Эргаш Муродов, специалист отдела по лицензированию Анвар Раджабов, специалист Асомиддин Кучкаров.
В частности, было отмечено, что в настоящее время в области зарегистрированы 386 маршрутов по перевозке пассажиров, из них 197 – автобусы, 189 – маршрутное такси. К сожалению, на сегодня 94 маршрута не работают из-за низкой рентабельности. Например, в Самарканде из 59 пассажирских маршрутов 18 остановили свою деятельность, в пригородной зоне 66 из 293 маршрутов не работают по той же причине.
- Если мы обратимся к мировой практике, то увидим, что в Европе, например, сфера пассажирского транспорта также не является самоокупаемой, - сказал начальник отдела облуправления транспорта Эргаш Муродов. – Убыток, который несут транспортные фирмы, оплачивается за счет субсидий. У нас также применяется данная практика, хотя пока не все гладко. Например, 8 октября минувшего года было принято постановление правительства №630 о мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности общественного транспорта. Согласно этому документу был оплачен убыток (за ноябрь и декабрь минувшего года) автопредприятий области, оказывающих услуги в пригородной зоне в размере 337,4 миллиона сумов.
Выступившие остановились подробно на тех мероприятиях, которые предпринимаются для улучшения работы общественного транспорта.
- Перед нами стоит ряд неотложных задач, - сказал руководитель информационной службы облуправления транспорта Шерзод Халилов. – Это, прежде всего, обновление парка автобусов, налаживание работы электробусов и современных автобусов в рамках проекта «Зеленый город». С этой целью в феврале текущего года состоялась встреча с представителями Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). С ними был обсужден вопрос о создании необходимой инфраструктуры. Сейчас идет подготовка документов для тендера и технических условий.
Согласно проекту, в городе Самарканде будут 43 автобусных маршрута, из них 10 генеральных и 33 вспомогательных. По мнению специалистов, благодаря этому, будут устранены такие недостатки, как несоблюдение графика движения, отсутствие культуры обслуживания. Движение автобусов не прекратится допоздна, сами автобусы оснастят камерами наблюдения и спутниковой системой навигации GPS. Новые автобусы также имеют кондиционеры, пандусы для граждан с ограниченными физическими возможностями, кроме того, оплата за проезд будет производиться за безналичный расчет.
Приобретение новых автобусов со стороны государственного предприятия «Самаркандйуловчитранс» позволит создать также новые рабочие места. По предварительным расчетам путем принятия на работу водителей и технического персонала должны быть трудоустроены около 800 человек.
На вопросы журналистов о низкой культуре обслуживания в общественном транспорте Эргаш Муродов ответил:
- Конечно, проблемы есть, но над ними мы работаем. Все упирается в деньги. У водителей автобусов маленькая зарплата, поэтому они не очень дорожат местом. Сейчас трудно найти желающих и среди предпринимателей, кто хотел бы работать в этой сфере. Если взяться за водителей построже, они в любой момент могут оставить свою работу и уехать куда-нибудь. Поэтому и руководители автопредприятий вынуждены с этим считаться. Но, думается, со временем, когда заработная плата в этой сфере поднимется, ситуация изменится. Если же убытки автопредприятий станут покрываться за счет субсидий, то водитель не будет битком набивать свой автобус, подолгу стоять на остановках, желая заработать лишний сум и оправдать расход горючего, - он может ехать даже с одним пассажиром, соблюдая график.
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.