О случаях коррупции надо сообщать
Об искоренении и предотвращении коррупции в банковской системе речь шла в ходе пресс-конференции, прошедшей в Доме печати с участием представителей областного управления Центрального банка.
Отмечалось, что в последние годы вопросы борьбы с коррупцией стали актуальными. В связи с этим формируются и реализуются государственные программы, направленные на устранение системных причин и условий правонарушений коррупционного характера и повышение эффективности антикоррупционных мер.
- В системе Центрального банка созданы внутренние структуры антикоррупционного контроля, - говорит заместитель начальника управления ЦБ Маъруф Ганиев. – В частности, прием на работу осуществляется на основе открытого конкурса, все проекты нормативно-правовых документов проходят тщательную антикоррупционную экспертизу. Внедрены механизмы выявления и устранения коррупционных рисков в сфере закупок, операций на денежном и внутреннем валютном рынках, которые осуществляются на основе полноценных рыночных механизмов и другое. В целом, в системе Центрального банка разработано девять методических и нормативных документов по борьбе с коррупцией.
Говорилось, что на основании рекомендаций ЦБ проводится системная работа по снижению человеческого фактора через цифровизацию банковских услуг, предоставляемых населению и субъектам предпринимательства. Это существенно сокращает коррупционные «возможности». За эффективную борьбу с коррупцией несут ответственность все структурные подразделения, руководители и сотрудники Генеральной дирекции.
По словам М. Ганиева, чтобы ограничить затраты времени и бумажную волокиту при обслуживании клиентов внедрены такие системы, как андеррайтинговые группы и модульные кредитные продукты. Для усовершенствования скоринга заемщиков предусматривается интеграция информационных систем банка с базами данных других государственных учреждений.
- Появилась возможность получать кредита через порталы www.oilakredit.uz и www.biznesportal.uz без вмешательства человека, - говорит Маъруф Ганиев. - Студентам, желающим получить образовательные кредиты, предоставляются кредиты через порталы www.ta'lim-kredit.uz. Кроме того, созданы процедуры выдачи кредитов и вкладов, получения банковских карт через мобильные приложения банка. Если количество банкоматов в 2022 году составляло 929, то в 2023 году этот показатель составил 1 110. По состоянию на 1 января этого года по банковско-клиентской онлайн программе банковское обслуживание оказано 32 107 из 43 125 юридических лиц, то есть 75%. Резко сокращено количество документов, необходимых для микрозаймов, овердрафтов, потребительских кредитов, которые теперь решаются через мобильные приложения, кредиты оформляются только по паспорту. Все это делается для обеспечения соблюдения прав и законных интересов клиентов.
В ходе пресс-конференции было отмечено, что граждане, чьи права и интересы были нарушены, если они столкнулись с коррупцией, можно сообщить на «горячую» линию ЦБ 71 200-00-44, электронную почту Cbu.anticor@cbu.uz, телеграм-бот @Cbanticor_bot.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.