Нужен мониторинг использования орошаемых земель!

В конце сентября сего года президентом страны был подписан Закон № 639 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в целях повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда». В чем его актуальность? Почему возникла необходимость принятия такого документа? Что изменят нововведения? С этими вопросами корреспондент «СВ» обратился к доценту Самаркандского института ветеринарной медицины, депутату областного Кенгаша народных депутатов, председателю комиссии облкенгаша по вопросам аграрного и водного хозяйства Бахтиёру АБДУЛЛАЕВУ.

- Закон является очередным документом по упорядочению использования орошаемых земель. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, настоящим документом внесены дополнения в Земельный Кодекс РУз. Так как современное положение дел в этом отношении пока оставляет желать лучшего. Есть очень много недостатков в этом вопросе. Как известно, орошаемые земли оцениваются по 100-балльной системе. Земли с бонитетом выше 75-80 баллов являются нашим «золотым фондом». И они должны быть неприкосновенными, то есть использоваться исключительно в сельскохозяйственных нуждах. Но на деле очень много примеров, когда их используют не по назначению, когда люди всеми правдами и неправдами получали эти земли для ведения бизнеса. Например, выгоднее открывать магазин, точку общепита вдоль дороги, чем в глуши. А эта земля является орошаемой и имеет достаточно высокий бонитет. Также много случаев присвоения таких земель под строительство жилья. Попробуйте отнять это жилье, человек будет жаловаться, так как у него есть все документы на него, выданные кадастровыми службами, местными хокимиятами и т.д. Есть и такие случаи, когда земли иной категории, как то предназначенные для промышленности, земли, имеющие историческое значение, участки лесного фонда и т.д., переводят в категорию орошаемых, а настоящие орошаемые земли используют в других целях. Вообще-то, как правило, каждые 10-15 лет необходимо проводить мониторинг использования таких земель. Но мы давно этого не делали.

- Какие конкретные изменения внесены в законодательные акты?

- Теперь, на основе инвестиционного договора или государственно-частного партнерства, в аренду на срок, который не может быть менее трех лет и не должен превышать 49 лет, могут предоставляться: вышедшие из сельскохозяйственного оборота орошаемые и богарные земли - гражданам Республики Узбекистан и сельскохозяйственным предприятиям; неиспользуемые земли лесного фонда - физическим и юридическим лицам; пастбища, залежи, многолетние насаждения - гражданам Республики Узбекистан, сельскохозяйственным предприятиям, а также инвесторам, являющимся резидентами Республики Узбекистан.

Что это даст? Это создаст возможность, во-первых, предоставлять земельные участки во вторичную аренду и узаконит получение доходов. Во-вторых, положит конец «черному рынку» при использовании земель, пополнит бюджет за счет доходов, полученных от эксплуатации земель. В-третьих, эффективно использовать земли, вести точные расчеты, получаемой сельскохозяйственной продукции. В-четвертых, формировать свободные денежные средства в расчетных счетах фермерских хозяйств и создавать оборотные средства для производства продукции. В-пятых, обеспечить сельское население постоянной работой на договорной основе. В-шестых, включать в оборот вышедшие из оборота орошаемые, богарные земли, пастбища и т.д. за счет инвестиционных договоров или на основе государственно-частного партнерства. В-седьмых, сохраняя право владельцев земельных участков на пожизненое наследство, внедрять порядок временного использования таких земель.

- Сколько гектаров орошаемых земель существуют в нашей области?

-  Если в нашей области существует более 1670 тыс. гектаров земель, из них более 350 тыс. гектаров - это орошаемые земли. Их основная часть занята хлопчатником и зерновыми культурами (205 тыс. гектаров), остальную часть занимают овощи, бахчевые, кормовые культуры, а также территории приусадбных участков.

- Каково их состояние?

- К сожалению, свыше 15% этих земель подвержены засолению различной (слабо и средне засолённые) степени. Конечно, у нас не встречаются сильно засоленные и солончаковые почвы. Но все же мы должны заботиться об их сохранности, об улучшении их мелиоративного состояния. Кроме того, на неровных участках встречается ирригационная эрозия, деградированные земли составляют порядка 25-30 процентов.

- Что нужно сделать для улучшения их состояния?

-Для этого необходимо соблюдать научные и инновационные требования, основанных на идее ресурсосбережения (биологически, механически, химически и агротехнически). В том числе, широко внедрять водосберегающие инновационные технологии, севообороты, оптимальное питание. Необходимо улучшить мелиорацию земель, защитить почвы от деградации, сеять зернобобовые культуры и т. д. Мелиоративное состояние орошаемых земель, в первую очередь, оценивается по способности существующих коллекторно-дренажных сетей выполнять свои функции, а также по уровню и солености (уровень минерализация) грунтовых вод. Немногие знают, что почвенные микроорганизмы играют важную роль в повышении плодородия почвы. Восстановление плодородия, обогащение его необходимыми химическими соединениями зависят от создания важной питательной среды для этих микроорганизимов. Хочу подчеркнуть, что основная идея нового закона, на мой взгляд, такова: орошаемые земли с высоким бонитетом – это наш «золотой фонд» и он нуждается в охране.

Беседовал Фуркат ТУРНИЯЗОВ.