Новая модель высшей школы
На протяжении многих веков в Самарканде пересекались и продолжают пересекаться представители самых разных народов и культур. Логично, что в 1994 году в древнем городе был образован Самаркандский государственный институт иностранных языков. Пройдя непростой путь становления, высшее учебное заведение сегодня достигло международного уровня, где наряду с узбекистанцами учатся и работают представители многих стран планеты. О развитии вуза в современных условиях мы беседовали с ректором института, доктором педагогических наук, профессором Ильхомжоном Тухтасиновым.
- Ильхомжон Мадаминович, какова роль лингвистического образования в условиях глобализации?
- В процессах политической, экономической, культурной интеграции в мировое сообщество ключевую роль играет знание иностранных языков. Способность человека к свободной коммуникации является одним из главных условий поиска компромиссных решений для реализации государственных, общественных и личных интересов. Ценность лингвистического образования обусловлена и тем, что в наиболее выгодном положении на современном рынке труда сегодня находятся те специалисты, которые помимо знаний по основной профессии владеют ещё одним или несколькими иностранными языками.
- Вот уже почти 30 лет наша страна живет в условиях рыночной экономики. К такой модели постепенно адаптируется и система высшего образования…
- В 2020 году в этом направлении сделан еще один серьезный шаг. В качестве эксперимента 10 вузов страны впервые переведены на самофинансирование. Среди них и Самаркандский государственный институт иностранных языков. В настоящее время главным инвестором высшего образования остается государство. Из бюджета выделяются огромные средства для подготовки специалистов, призванных обеспечить устойчивое развитее государства. Средства, поступающие от студентов-контрактников, покрывают лишь часть расходов. На сегодняшний день годовые затраты на обучение одного студента за счет государственного гранта обходится в более чем 10 миллионов сумов. Стоимость контракта в нашем вузе составляет в среднем чуть более 6 миллионов сумов. Таким образом, платная система покрывает порядка 65% реальных расходов на образование одного студента. Участвующие в эксперименте вузы получили право самостоятельно устанавливать параметры приема и стоимость обучения на платно-контрактной основе. Начиная с нового учебного года, она будет определяется исходя из расходов на годовое обучение одного студента. Сроки оплаты контракта вузы также устанавливают самостоятельно на основании договора со студентами. Социальный вектор в высшем образовании позволит устанавливать льготы для наиболее одаренных студентов, испытывающих финансовые трудности.
При самофинансировании по решению попечительских советов вузов могут быть организованы новые факультеты, направления образования бакалавриата и специализации магистратуры. Наш вуз уже имеет положительный опыт в этом направлении. В прошлом учебном году были открыты такие направления, как «Гид-экскурсовод, переводчик», «Синхронный перевод (английский»)». В новом учебном году начнется подготовка бакалавров в области международной журналистики и магистров по специальности «Компьютерная лингвистика».
- Как оценивается Вами кредитно-модульная система образования?
- Эта система, прошедшая успешную апробацию за рубежом, привлекательна тем, что обеспечивает сопоставимость учебных программ различных вузов, будет способствует гармонизации систем образования с европейскими странами, упрощению перехода из одного вуза в другой. В нашем вузе создана рабочая группа из числа профессорско-преподавательского состава, уже разработавшая конкретные предложения и проекты для гармоничного перехода на новые учебные стандарты. Особое внимание уделяется привлечению в институт на работу по контрактам зарубежных специалистов. Так, в 2019-2020 учебном году в самаркандском вузе работали 32 иностранных специалиста из Египта, Китая, Японии, Индонезии, Испании, Финляндии, США. В новом учебном году для подготовки студентов из-за рубежа будут привлечены 15 преподавателей. С учетом пандемии они будут проводить занятия как традиционным способом, так и в формате онлайн.
Расширяется и международный обмен студентами. В настоящее время в нашем вузе получают образование 11 граждан иностранных государств. Вступительные экзамены для иностранных студентов проводятся в форме собеседования в формате онлайн. Отмечу, что в качестве дополнительной льготы им гарантируется бесплатное место в общежитии. В свою очередь, в рамках студенческого обмена 8 студентов СамГИИЯ продолжают обучение в вузах Южной Кореи, Китая, Японии и Германии. В настоящее время институт участвует в более 70 действующих договорах и меморандумах о сотрудничестве с 62 вузами из 18 стран мира.
В 2018-2019 годах в рамках различных программ стажировки в зарубежных вузах прошли более 50 научных кадров и преподавателей, а также более 40 студентов СамГИИЯ. В текущем году из-за пандемии такая практика сократилась, но, тем не менее, в программах по обмену с зарубежными вузами приняли участие два наставника и столько же студентов.
Расширению международного сотрудничества способствуют и гранты действующих в Узбекистане специализированных фондов. Например, за счет средств от фонда «Истеъдод», в прошлом учебном году один студент продолжил образование в зарубежной магистратуре, три преподавателя повысили квалификацию в институте иностранных языков Норвича в Великобритании. За счет стипендий фонда «Эл-юрт умиди» в 2019 году восемь преподавателей нашего института прошли подготовку в вузах Германии, Франции, Великобритании.
- На современном этапе в систему высшего образования активно внедряется программа двойных дипломов…
- В новом учебном году студенты СамГИИЯ тоже получат такую возможность. Этот проект предусматривает пропорциональное получение образования в Самарканде и партнерском зарубежном вузе. Дипломы, полученные в рамках данной программы, будут действительны странах, участвующих в проекте. Например, в 2020-2021 учебном году в нашем институте такие программы для бакалавров будут действовать с Алтайским государственным педагогическим университетом (Российская Федерация), университетом Сунчунян (Южная Корея). Также для магистров действует образовательное направление «Лингвистика: английский язык», организованное совместно с Белгородским государственным национальным исследовательским университетом по принципу 1+1. Первый год студенты получат образование в Самарканде, второй год в Российской Федерации. В нашем институте по принципу 2+2 совместно с Шанхайским университетом иностранных языков также реализуется учебная программа «Филология и преподавание языков: китайский язык». Проект предусматривает продолжение образования в Поднебесной студентов, добившихся высоких показателей при изучении китайского языка.
В этом году в СамГИИЯ также создаются возможности для получения образования и дипломов по программам престижных зарубежных вузов. Например, для бакалавров запланировано открытие учебных направлений «Журналистика» и «Менеджмент туризма» по стандартам университета City University of Malaysia (Малайзия). Для магистров совместно с Вебстерским университетом (США) организовано образовательное направление «Преподавание английского языка в качестве второго иностранного языка».
- Среди целевых показателей Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года особое внимание уделено вопросам повышения уровня охвата высшим образованием более 50 процентов населения…
- В нашем вузе по данному показателю наметилась позитивная динамика. Например, если в 2017-2018 учебном году образование в вузе получали 2680 студентов, то к 2020 году этот показатель составил почти 5000 человек. За последние три года количество студентов увеличилось на 85%, а в новом учебном году их станет свыше 6000 человек.
- Современная система образования немыслима без широкого внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий…
- Сегодня в вузе действуют 18 компьютерных классов, 8 лингафонных кабинетов и 2 аудитории для синхронного перевода. На электронных базах кафедр размещены материалы по более 130 направлениям науки. Действуют также виртуальные лаборатории. Для организации дистанционного образования подготовлено 70 видеоуроков, которые размещены на сайте вуза. Благодаря этому 80% учебных программ реализуются с использованием инновационных технологий. Разработаны также компьютерные и мобильные платформы для изучения английского, китайского языков, истории Узбекистана, психологии.
В минувшем учебном году из-за пандемии заключительный образовательный цикл прошел в режиме онлайн. С одной стороны, это была вынужденная мера, с другой - высшая школа продвинулась вперед в системе организации дистанционного образования. Преподаватели вуза приняли участие в оперативном создании онлайн-курсов по всем образовательным направлением, что позволило представить студентам все материалы учебных программ и завершить учебный год в соответствии с действующими стандартами. Созданная в период пандемии виртуальная база знаний будет активно использоваться и в новом учебном году, что обеспечит непрерывность образовательного процесса и будет способствовать повышению квалификаций студентов.
Ринат АБДУЛЬМАНОВ.
Фото автора.
Для справки:
В СамГИИЯ в этом году поступило около 38 тысяч заявлений для поступления в бакалавриат, свыше 1 000 человек планируют продолжить образование в магистратуре.