Найдено место захоронения имама Бурхониддина Маргинони

Книга имама Бурхониддина Маргинони "Хидоя" пользуется огромной популярностью в исламском мире и является учебным пособием для студентов вузов многих мусульманских стран. В ней определены основные правовые нормы ислама.  
Комилхон Каттаев в течение 20-ти лет занимается исследованием на кладбище "Чокардиза", расположенного рядом с  мемориальным комплексом Имама ал-Мотруди. По его мнению, здесь покоится прах свыше тридцати известных личностей далекого прошлого. Среди них Абу Исхок Иброхим Саммоси ал-Мутавави, Имом Абу Лайс Самарканди, Абулкосим ал-Хаким Самарканди, Бурхониддин Маргинони, ал-Кинди, ал-Идриси, ал-Насафи и другие. До начала прошлого столетия это кладбище занимало третье место в исламском мире после усыпальниц  в Мекке и Медине (Саудовская Аравия). 

 Со временем на месте кладбища были построены частные дома. И только после обретения независимости руководство страны стало уделять особое внимание изучению истории нашего народа. По личной инициативе Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова, историческое название кладбища было восстановлено. Стали проводиться масштабные работы по возведению мемориального комплекса Имама ал-Мотруди. 
- Мне посчастливалось участвовать в определении места захоронения этого великого мыслителя исламского мира, - говорит Комилхон Каттаев. - Тогда же нам было поручено определить место упокоения имама Бурхониддина Маргинони. В результате тщательного исследования древних рукописей мы нашли оригинал книги "Самария" Абу Тохирходжи, где было описано местонахождение усыпальницы великого теоретика ислама имама Маргинони. На основе изучения книг "Кандия" имама Насафи, "Китаб-ул ансоб" ас Самъони, "Генерального плана города Самарканда 1875 года" и некоторых архитектурно-географических источников, надписей надгробных камней, найденных во время археологических раскопок, мы пришли к выводу, что место упокоения имама Маргинони находится во дворе первого дома с левого  края по улице Гиждувани города Самарканда. В этом процессе следует особо отметить и заслуги ученых-правоведов М. Кулдошева, М. Бузрукова, М. Амонова и языковеда Г. Каттаевой, которые вели научные исследования по гранту Фонда негосударственных, некоммерческих организаций при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.
Выводы самаркандских ислледователей во главе с К. Каттаевым были проверены и проанализированы несколько раз такими ведущими учеными и мыслителями страны, как Абдулазиз Мансур, Акмал Саидов, Убайдулла Уватов, Зохидулло Мунавваров, Махмуд Хасаний, Шухрат Сирожиддинов, Одил Кориев, которые полностью поддержали это открытие.

Ёрмамат РУСТАМОВ.