Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Насколько эффективна внешнеторговая деятельность?

Согласно официальным статистическим данным, внешнеторговый оборот Узбекистана в 2021 году составил 42,1 млрд., в том числе импорт 25,5 млрд., и экспорт 16,6 млрд. долларов США. За год экспорт возрос на 1,5, а импорт на 4,3 миллиарда долларов США. Как видно, отрицательное сальдо продолжало нарастать и составило $8,9 миллиарда. В 2020 году объём экспорта составил 15 миллиардов, то есть оставался таким же, каким был в 2011 году. Сокращение экспорта энергоносителей, машин и оборудования, хлопкового волокна стало восполняться за счёт нарастания экспорта золота, чей удельный вес в общем его объёме в последние годы достиг 35-40 процентов.

Объём импорта, который в течение последних 10 лет не превышал $14 млрд., в 2018 году, то есть сразу же на следующий год с момента перехода на свободную конвертацию национальной валюты, подскочил до $19,4 млрд. Следует отметить, что данный процесс воочию раскрыл низкий уровень конкурентоспособности экономики страны.

Не обязательно быть специалистом в данной сфере, чтобы прийти к выводу о том, что вышеназванная реформа добавила к ранее образовавшимся макроэкономическим диспропорциям новую, не менее сложную диспропорцию. Результатом их совокупного воздействия на экономику страны стало нарастание внешнего долга, дефицитности государственного бюджета, роста уровня безработицы и темпов инфляции.

Как же так? Почему экономика, хозяйственный механизм которой всё время носил исключительно экспортоориентированный характер, вдруг с такой небывалой скоростью накренилась в сторону импорта?

То, что годовой импорт машин и оборудования возрос почти в два раза, можно оценить положительно, так как это объясняется ростом объёмов инвестиций, привлекаемых в основной капитал. Вместе с тем, завоз оборудования оправдан, если имеет прочное и грамотное технико-экономическое обоснование. Если проекты тщательно обоснованы, то со временем они окупятся по мере выхода вновь создаваемых или реконструируемых предприятий на предусмотренные мощности.

 Вместе с тем, можно привести много примеров, когда такого обоснования нет, и это становится причиной роста объёмов проблемных кредитов. Это относится к строительству теплиц, основанных на применении гидропонных технологий, цементных заводов и других. Кроме того, к существенным непредвиденным расходам приводит количественный подход к созданию малых промышленных предприятий, а также реализация инвестиционных проектов в сфере животноводства в отрыве от создания надёжной кормовой базы.

Но ещё больше беспокоит то, что просчёты во внешнеторговой деятельности могут привести к усилению социальной напряжённости в обществе. Так, в 2021 году импорт продовольствия в Узбекистан составил 2,2 миллиарда долларов, что в два раза больше, чем в 2018 году и на $441 млн. больше, чем в 2020 году. Тревожит то, что более половины импорта продовольствия приходится на пшеницу ($616 млн.), муку ($158 млн.), растительное масло ($419 млн.) и сахар ($146 млн.) и что они, в основном, завозились из Российской Федерации, Украины и Казахстана. Не первый год на международных рынках продовольствия ощущаются резкие конъюнктурные колебания, и у нас было достаточно времени, чтобы расширить посевы масличных культур и сахарной свёклы с тем, чтобы в определённой мере преодолеть сырьевую зависимость отечественных производителей от внешних поставок.

Что же мы имеем в результате нашей нерасторопности. Не прошло и двух недель с момента ввода санкций к Российской Федерации, как стал ощущаться скачкообразный рост цен на все без исключения вышеназванные товары. С этих позиций насколько обоснованным является заявление Минсельхоза республики о том, что не будет проблем с сахаром, якобы оттого, что основным поставщиком сахарного тростника для Узбекистана является Бразилия. С каких пор функции Министерства инвестиций и внешней торговли перешли к Министерству сельского хозяйства?

Экономический аналитик Ю. Юсупов и некоторые другие учёные считают, что страна должна выбирать между двумя моделями экономического развития, -  экспортоориентированностью и импортозамещением. Бесспорным является тот факт, что той или иной модели развития в чистом виде существовать не может. Ни Япония, ни Южная Корея не развивались столь однобоко. В этих странах автомобилестроение только первоначально было ориентировано на экспорт, а когда платежеспособность населения выросла, то необходимость в максимальном продвижении автомобилей на экспорт отпала сама собой. Вместо этого, ускоренное развитие экономики достигалось за счёт её диверсификации, освоения других, не менее высокотехнологичных производств, - бытовой техники, электроники, мотоциклов, морских и океанских судов. Согласитесь, что после достижения высокого уровня доходов населения, стремление к преимущественному экспорту товаров не является объективной необходимостью.

На мой взгляд, Узбекистан, как и любая другая страна мира, должна сочетать и ту, и другую модели развития. В связи с этим очень характерен такой пример. Как-то так получилось, что Узбекистан от экспортёра природного газа превратился в его импортёра. Всего лишь 7-8 лет назад Узбекистан экспортировал до 15 миллиардов кубометров природного газа, средняя цена доходила до 200 долларов, хотя внутренним потребителям, как и сейчас он поставлялся по ценам в 4-5 раз ниже. В то же время доля природного газа в общем объёме экспортных поставок достигала 20 процентов, а сегодня снизилась до 4 процентов. За счёт правильного сочетания объёмов экспорта и внутреннего потребления, добыча газа росла из года в год, так как высокие экспортные цены перекрывали низкую платежеспособность внутри страны, позволяли вкладывать достаточно средств на его добычу. В какой-то период произошло сокращение капиталовложений в эту сферу, причём не только на геологоразведочные работы, но, что особенно, важно и на добычу. И сегодня мы имеем то, что имеем.

Другой пример. Сложилось так, что значительная часть производимой в стране обуви направляется на экспорт, хотя за счёт собственного производства мы своё 35-миллионное население не обеспечиваем даже наполовину. По мнению председателя областной ассоциации производителей кожи и обуви, обувь из натуральной кожи не по карману большинству населения, поэтому такую обувь мы экспортируем, а взамен производим или завозим резиновую, полиуретановую и иную продукцию на синтетической основе. Я считаю, что будь иной расклад с доходами населения, то и экспорт текстиля и обуви принял бы гораздо меньшие размеры. Есть и другая сторона медали. Натуральная кожа дорого обходится потому, что стоимость первичного сырья не подпадает под зачёт по НДС, а это дополнительные суммы в цене готовой продукции.

В качестве заключения хочется отметить, что складывающаяся на внешних рынках и внутри Узбекистана ситуация предполагает изменение подхода к импортозамещению потребительских товаров первой необходимости, к кредитованию, материально-техническому и энергоснабжению таких предприятий, дифференцированного применения налоговых ставок. Не менее важным является возложение функций по координации деятельности предприятий оптовой и розничной торговли на конкретный государственный орган управления.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.