Мой брат Халил-ака

В 1986 году, когда еще в Афганистане шла война с участием советских солдат, в Самарканде, по инициативе Талата Пардаевича Мурадова, одним из первых в республике был создан Совет воинов-интернационалистов. К Совету начали стягиваться активисты, прошедшие горькие тропы той войны, имевшие за плечами большой жизненный опыт, в основном офицеры. Одним из них был Халил Исроилович Ибрагимов, с которым я тогда познакомился и с тех пор считаю своим братом.

В январе 1990 года была областная конференция, на которой председателем Совета был избран Т. Мурадов, его заместителями - автор этих строк и Халил-ака, который до этого работал в комсомольских партийных организациях, в народном просвещении, был директором Республиканской школы-интерната военного профиля. Учитывая большой опыт работы за плечами, Халилу-ака в Совете было поручено заниматься вопросами социально-медицинской реабилитации воинов-интернационалистов, членами семей погибших, то есть основными задачами нашей организации.

Работы было много, мы часто выезжали в районы области, встречались с воинами-интернационалистами и родней погибших самаркандцев, что было очень нелегко. Также уделяли большое внимание увековечиванию их памяти. В этом непростом вопросе Халил-ака проявлял особую настойчивость. Так были установлены памятники Х. Камовиддинову, М. Ибрагимову, А. Турсунову, Б. Вахобову, Б. Даминову, С. Соидову и другим. В этом деле ему помогал его друг, одноклассник, член Академии художеств Узбекистана, архитектор Камариддин Нажмиддинов.

Халил-ака долгое время работал над составлением списка 164 погибших воинов, по крупицам собирая информацию о них, делая запросы в различные инстанции. Позже этот список был увековечен у памятника Скорбящая мать. Также были изготовлены памятные таблички, которые, надеемся, будут установлены на домах, где раньше жили павшие воины-«афганцы». Всё это Халил-ака делал с огромной болью в душе, ведь он сам знает, что такое война, что такое терять своих однополчан.

…Он был в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане с января 1981-го по январь 1983 года. О том времени Халил-ака не особо любит вспоминать, но изредка прорываются некоторые детали. Он начал службу в провинции Тахар со своим земляком (ныне покойным) Толибом Нуриддиновым в составе разведгруппы. В их задачу, в основном, входил сбор важной информации через местных жителей о мятежных группах, но приходилось участвовать и в проведении боевых операций. Только в воздушных операциях он участвовал 179 раз. Естественно, каждый такой вылет на вертолёте в любую секунду грозил быть последним, но, наверное, Всевышний хранил Халила. Он рассказывал, что в самом начале службы увидел в части портреты двоих офицеров, наших земляков – капитана Рахмонкула Облокулова и подполковника Абдураима Кудратова. Оба находились в одном вертолёте, который сбили под Кандагаром. Они были бесстрашными героями, на которых равнялась молодежь, в том числе и сам Халил. За службу в Афганистане он был награжден медалью «За боевые заслуги.

Халил Исроилович верен солдатскому долгу по сей день. На общественных началах он возглавляет городской Совет и является заместителем председателя областного Совета воинов-ветеранов и инвалидов Узбекистана. За все эти годы он успел поработать секретарём махалли им. Фурката г. Самарканда и заместителем директора по фальцовке и паковке газет в издательском доме «Даракчи». На любой работе его всегда отличали высокая ответственность и глубокая порядочность.

У Халила-ака дружная семья. Он благодарен Богу за то, что ему подарил мудрую и красивую спутницу жизни Гавхар Миррахматовну Хотамову, с которой вот уже более 45 лет они живут в любви и согласии. Она долгие годы работала учителем в средней школе № 47 г. Самарканда. У них трое замечательных детей. Сын Фазлиддин работает механиком, Фахриддин - предприниматель, дочь Санобар - медработник. Подрастают семеро внуков. Халил-ака не без гордости рассказывает, что внук Давлатшох учится в Самаркандском филиале ТУИТ, а внучка Азизабону является студенткой СамГИИЯ, изучает японский язык, поступив в вуз на основе государственного гранта.

Что касается меня, то, как я сказал ранее, с ним самим и его семьёй дружим с 90-х годов. Как-то в беседе моя покойная мама сказала мне: «Эркинжон, ты за Халила держись как за брата». С тех пор я его называю братом, устодом.

Сегодня моему брату исполняется 70 лет. Мне доставляет большое удовольствие от имени всех «афганцев», друзей, моей семьи и от себя лично поздравить Халил-ака с юбилеем, пожелать ему крепкого здоровья, счастья и благополучия.

Эркин МАВЛОНОВ,

председатель Самаркандского Совета

воинов ветеранов и инвалидов.