Мастер-план «Симетры» и его первые результаты
В Самарканде стало в два раза меньше дублирующих маршрутов общественного транспорта. Каких еще результатов удалось достичь в транспортной сфере за минувший год и как в городе реализуется транспортный план, разработанный российской компанией Simetra, об этом и многом другом во время пресс-конференции рассказал исполняющий обязанности начальника областного управления транспорта Акобир Ашуров.
Напомним, что основной целью мастер-плана, разработанного Министерством транспорта, областным хокимиятом и российской компанией Simetra, является создание в Самарканде современной транспортной инфраструктуры, которая предусматривает строительство новых дорог, оборудование остановок и пешеходных переходов, введение удобных маршрутов общественного транспорта.
В рамках реализации мастер-плана Самарканд должен решить ряд вопросов, среди которых повышение эффективности эксплуатации городской улично-дорожной сети, создание безопасных и комфортных условий для передвижения пешеходов и всех видов транспорта.
- Согласно разработанному плану, при нашем учреждении заработал Центр по организации эффективного планирования и управления транспортной системой, - говорит исполняющий обязанности начальника управления транспорта Акобир Ашуров. - Отныне он будет координировать и вести мониторинг того, как развивается транспортная логистика в Самарканде.
Благодаря мастер-плану в областном центре в корне пересмотрели маршруты общественного транспорта.
- Пока что открыто три новых маршрута: два магистральных и один подвозящий, всего в рамках реализации мастер-плана будет открыт 41 автобусный маршрут, 8 из которых магистральных и 33 – подвозящих, - продолжает Акобир Самижонович. - Прибывшие в конце ноября 2022 года 20 низкопольных автобусов китайского производителя были разделены следующим образом. 10 автобусов начали курсировать по направлению от махалли «Дустлик» до туристического центра «Вечный город». Данный маршрут, продолжительность которого в одну сторону составляет порядка 20 км, получил название М3. Четыре низкопольных автобуса поставлены на подвозящий маршрут, получивший номер 30 и осуществляющий рейсы между махаллей «Ташкент» и массивом «Карасу». Протяженность данного маршрута в одну сторону составляет 13,2 км. Оставшиеся шесть автобусов курсируют по маршруту «Железнодорожный вокзал - аэропорт», получившему название М1. Его протяженность составляет 10,3 км.
- После того, как в Самарканд прибудет новая партия современных автобусов, эти маршруты будут дополнены, - отметил А. Ашуров. - Благодаря реализации мастер-плана, нам удалось сократить число дублирующих маршрутов общественного транспорта на 40 процентов.
Согласно мастер-плану, в Самарканде также приступили к выделению отдельных полос для автобусов. Как мы писали ранее, первая «выделенка» для автобусов появилась на улицах Ибн Сино и Бустонсарой. Общая протяженность спецполосы составила порядка 5,5 км. Отмечается, что благодаря отдельной полосе проезд на общественном транспорте по самому продолжительному маршруту займет порядка 30 минут.
- Ожидается, что средства, необходимые для реализации данного проекта, будут выделены из республиканского фонда «Безопасная дорога и безопасное передвижение», - отметил Акобир Самижонович. - В настоящее время на этих улицах нанесены линии. В дальнейшем необходимо будет установить дорожные знаки и дополнительные светофоры.
В минувшем году Самарканду удалось достичь еще одного важного результата. Отныне предприятия, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров на общественном транспорте, получают компенсацию. В частности, заработала система возмещения затрат перевозчику. Ранее мы писали, что фиксированная сумма проезда в общественном транспорте не покрывает расходы перевозчиков. В связи с этим местный бюджет компенсирует предпринимателю.
Отмечается, что в прошлом году перевозчикам межрайонных маршрутов общественного транспорта выплатили в общей сложности 717 млн. 480 тысяч сумов. Что же касается транспорта, курсирующего по Самарканду, то перевозчикам было выплачено 65 млн. 754 тысячи сумов. Компенсация перевозчикам Самарканда выплачивается согласно сведениям, полученным из валидаторов, установленных в автобусах.
Во время пресс-конференции отмечалось, что большая работа ведется и в плане создания удобств для передвижения граждан на велосипедах. В настоящее время велосипедные дорожки области имеют протяженность 178 км. В наступившем году ожидается строительство еще 50 км.
В минувшем году городу также удалось заключить договор с Европейским банком реконструкции и развития на получение кредита в размере 95 млн. долларов на приобретение 350 электробусов для Самарканда.
По окончании мероприятия представители облтранса также предоставили данные относительно пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Отмечается, что согласно последней переписи населения, бесплатно на автобусах и трамваях могут ездить свыше одной тысячи жителей области, из которых порядка 300 граждан проживают в Самарканде.
Малика АБАЙДУЛИНА.