Лес на золотоносной реке

На протяжении нескольких лет популяция бухарских оленей в нацпарке практически не росла из-за антропогенного фактора, хозяйственной деятельности человека. Из-за близости к нацпарку таких населенных пунктов, как Дурман, Бешкапа, Сухман, Уракли, Карабчи, Галлакапа, Эсантурды, Мирзаарык, Чангалпоён, его природоохранные участки местные жители используют для выпаса коров. Домашний скот уничтожает кормовую базу бухарского оленя. Соответственно, люди и собаки, сопровождающие скот, - это источник шума и беспокойства для оленей и других животных парка.
Н. Мармазинская с Первой Леди страны З. Хошимовой.
Источником шума до недавнего времени были и незаконно построенные здесь зоны отдыха. Однако после широкой общественной кампании по защите Зарафшанского национального природного парка и посещения его Первой Леди страны Зироатхон Хошимовой с группой волонтеров-экологов ситуация заметно изменилась в лучшую сторону. Сегодня олени вновь пасутся без страха на территориях, которые еще три года назад были заняты под дачи и огороды, выходят хангулы и на водопой к реке.
Сохранить последний участок
Выпускают орла из реабилитационного центра нацпарка на свободу.
В Зарафшанском национальном природном парке интересно в любое время года. В солнечные дни февраля, как только сойдет снег, первыми из-под земли выглядывают краснокнижный безвременник Кессельринга и гусиный лук. Весной долину заполняет разнотравье, а деревья надевают новый наряд из молодых зеленых листьев – всё цветет и пахнет. Пробуждается и животный мир: воздух наполняется пением птиц, жужжанием насекомых, ревом оленей, а ночью – воем шакалов и лисиц. Летом настоящее буйство природы – ароматное, яркое, многозвучное. И осенью, когда туранга – далекая родственница березы – облачается в золотой наряд, приятно бродить по егерским тропам, пробуя на ходу терпкие остатки летнего пиршества в виде подсохших ягод ежевики, облепихи или барбариса. Всё это становится пищей для обитателей нацпарка в зимнее голодное время.
- Основной деятельностью Зарафшанского национального природного парка являются восстановление и сохранение популяций зарафшанского фазана, среднеазиатской выдры, бухарского оленя, защита других видов диких птиц и животных, а также всех видов тугайной растительности, особенно туранги и облепихи крушиновидной в их естественной среде обитания, восстановление природных ландшафтов, сохранение экологического баланса, проведение научных исследований, устойчивое использование природных ресурсов, развитие экологического образования, - поясняет Н. Мармазинская. – И сегодня во всех этих направлениях проводится обширная работа, в том числе в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Так, наш нацпарк принимает активное участие в региональной Программе «Интегрированное землепользование с учетом изменения климата в Центральной Азии» в рамках проекта GIZ/MSF «Укрепление трансграничных комплексных подходов к охране природы и устойчивому землепользованию между странами Центральной Азии». По проекту уже проведено несколько тренингов в двух охранных природных территориях (ОПТ), расположенных в долине реки Зеравшан – Зарафшанском национальном природном парке (Узбекистан) и Зарафшанском заказнике (Таджикистан). Общей целью является сохранение последних участков тугайного леса в долине реки и всего комплекса растительного и животного мира, свойственного этому региону, в том числе зарафшанского фазана, среднеазиатской выдры, бухарского оленя, а также большого количества мигрирующих видов птиц. Тренинги будут способствовать налаживанию сотрудничества между двумя ОПТ, учеными двух стран в разработке и использовании единой методики мониторинга растительного и животного мира в долине реки, в перспективе – созданию трансграничного ОПТ.
В нацпарке ведутся работы и по развитию экотуризма, не наносящего вред природе. В 2023 году создан аудиогид на трех языках по экотропам парка, в 2024 году улучшена инфраструктура экологической тропы - размещены новые баннеры, информационные стенды, более 20 указателей. Установлена долгожданная наблюдательная вышка. К слову, таких вышек с видеокамерами, работающими в онлайн-режиме, на природоохранной территории нужно еще несколько, чтобы вести регулярный мониторинг растительного и животного мира.
Угрозы остаются…
К сожалению, у Зарафшанского нацпарка по-прежнему есть серьезные угрозы, которые могут свести все усилия его сотрудников на нет. Эти угрозы связаны не только с глобальными изменениями климата, но и безответственными действиями человека.
Деятельность многочисленных карьеров в 2018-2022 годах вдоль всего национального парка, выбравших миллиарды тон песка и гравия, привела к опусканию дна русла реки на 8-10 метров. Из-за чего прекратились паводковые затопления леса, так необходимые для существования тугая. Снижение же уровня грунтовых вод перестало снабжать влагой корневую систему кустарников, деревьев, произрастающих в тугаях. Большие участки леса быстро высохли, в том числе, многие облепиховые заросли. Погибло большое количество 70-80-летних деревьев белой ивы, туранги сизолистной, а значит, сократилось и количество животных, обитающих в них. Кроме того, тугайный лес продолжает высыхать, чему способствуют и берегоукрепительные дамбы, которые несколько лет назад были возведены без согласования с экологами нацпарка по проектам с устаревшими данными.
Река Зеравшан является важным миграционным путем для десятков видов птиц, но сегодня прежние места их зимовок уничтожаются теми, кто продолжает забирать отсюда песок и гравий. Сейчас это делается ночью, при свете фар. И это несмотря на то, в январе 2024 года Указом Президента Узбекистана Ш. Мирзиёевым был введен бессрочный мораторий на добычу ПГС из русел рек, в том числе Зеравшана.
Опасения вызывает и будущее строительство железной дороги с мостом, которые пройдут в этих краях. Мы видим, какое разорение реки происходит на Карадарье – левом русле Зеравшана, в месте, где планируется возводить массив «Ширин». Неужели то же самое уничтожение ждет природу Зеравшана выше по течению?
Ребятам о зверятах
Делу сохранения как биоразнообразия в нацпарке, так и, в целом, природы помогает обширная эко-просветительская работа, проводимая его сотрудниками с молодым поколением, проживающем в окрестностях охраняемой территории. За последние два-три года в близлежащих селах появились юные экоактивисты, которые каждый раз принимают участие в различных природоохранных акциях и мероприятиях. Например, высаживают деревья на территории нацпарка, помогают выпускать на волю изъятых у браконьеров среднеазиатских черепах, занесенных в Красную книгу Узбекистана и многое другое. Ребята принимают участие в тематических фестивалях, специальных конкурсах и тренингах, чтобы потом самостоятельно проводить экологические уроки и акции в своих школах.
Заповедный диктант проводит руководитель студенческого орнитологического клуба "Фламинго", доцент СамГУ Лейла Белялова.
Представители Зарафшанского национального природного парка рассказывают старшеклассникам о значении и важности сохранения каждого элемента природной среды, обращают их внимание на многообразие и красоту проявлений дикой фауны и флоры родного края. Школьники узнают и о проблемах, с которыми сталкиваются дикие животные, когда их ареал обитания соседствует с населенными пунктами. На примере работы реабилитационного центра для диких животных, который функционирует при нацпарке, ребята узнают о профессиях зоолога и ветеринара, учатся ухаживать за представителями местной фауны.
Вообще о работе реабилитационного центра следует сказать особо. За два года его функционирования здесь вылечили и отпустили в родную среду обитания не один десяток животных, зачастую краснокнижных, включая птиц, млекопитающих и прочих, конфискованные отделом биоразнообразия областного управления экологии, окружающей среды и изменения климата у населения или на таможенных постах региона. Нередко и сами люди приносят в центр раненых найденышей.
- За два года работы было реабилитировано 12 видов диких птиц, из них четыре вида включены в Красную книгу Узбекистана и Международный союз охраны природы и природных ресурсов, это степной орел, черный гриф, розовый пеликан, беркут, - говорит научный сотрудник ЗНПП Александра Заславская. - Птицы по-разному попали к нам, но все проходили ветеринарный осмотр, некоторым было оказано лечение. Кормление хищных, покупка лекарств и оплата ветеринарных услуг производились за счет сбора пожертвований среди любителей пернатых. Также была финансовая поддержка со стороны российских орнитологов во время передержки степного орла, окольцованного на территории России. В прошлом году к нам попали 53 среднеазиатские черепахи, находящиеся под защитой Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры. Выхаживали мы и барсука с перевязкой. Большинство попадающих к нам животных мы отпускаем в привычную для них среду, в том числе в нацпарк.
Буквально на днях, 20 мая, на территории школы №56 Джамбайского района состоялся первый в Узбекистане «заповедный диктант» на узбекском языке, приуроченный к Международному дню биоразнообразия. В празднике приняли участие ученики школ №№ 23,25,33,36 и 56 этого района. Кстати, инициативу поддержала ННО «Экомактаб», проведя «заповедный диктант» на русском языке школе №343 города Ташкента.
Идея уникальной инициативы состоит в том, чтобы через литературные произведения о природе популярных национальных авторов, которые представляют известные экологи, донести до детей и подростков важность сохранения биоразнообразия.
После диктанта сотрудники национального парка вместе со студентами СамГУ и руководителем студенческого орнитологического клуба "Фламинго", Лейлой Беляловой и руководителем ННО «Экомактаб» Натальей Шивалдовой провели для участников настольные экологические игры.
«Заповедный диктант» был организован при поддержке Экологической сети ZOI, а подготовить его помогли большие друзья нацпарка из российской некоммерческой организации "Эколого-просветительский центр "Заповедники".
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Окончание. Начало в №40.