«Кора танбур» Ходжи Абдулазиза

Абдурахмон Муродов, заведующий домом-музеем Абдулазиза Абдурасулова, многое знает об экспонатах музея. Отличный рассказчик, он поведал нам об истории музыкального инструмента, изображенные на фото «Кора танбур». Надеемся, что это будет не только интересно, но и познавательно нашему читателю.

- Несколько лет назад во время поездки в Ташкент я случайно встретил Алишера – сына народного артиста Узбекистана Тургуна Алиматова, - вспоминает А. Муродов. -  Во время нашей беседы он поинтересовался, моей работой, экспонатами нашего музея. Тогда Алишер и рассказал мне о «Кора танбуре». По его словам, в 50-е годы прошлого века от своей матери он слышал, как его отец, Тургун Алиматов, во время своего посещения г. Самарканда посетил Сиабский дехканский рынок, где его взгляд привлекла небольшая мастерская по ремонту музыкальных инструментов. Войдя внутрь, он обратил внимание на портрет, висящий на стене перед входной дверью, на которой был изображен пожилой мужчина, а над картиной – танбур. На другой стене тоже были развешаны музыкальные инструменты - танбур, дутар, рубаб и другие, но отца привлек именно этот танбур над портретом.

Владелец мастерской – пожилой мужчина был занят своей работой, но по просьбе гостя мастер стал показывать различные музыкальные инструменты и рассказывать историю их изготовления. Тургун-ака попросил разрешение сыграть на танбуре, висящем над картиной. Мастер согласился, но попросил быть аккуратным, так как инструмент, на котором он собирается сыграть, очень старый и дорог ему. Его владельцем был знаменитый на весь Восток Ходжи Абдулазиз - тот самый мужчина, что на фотографии. Тургун Алиматов, настроив инструмент, начал играть. Стиль его игры удивил мастера. Заметив это, гость решил сыграть древний маком «Ушшоки Самарканд».

Прослушав песню, мастер поведал историю.

- Мы с Ходжи Абдулазизом были хорошими друзьями, - начал он, - я слышал много песен в его исполнении. Перед самой смертью он, когда я зашел его проведать, подарил мне этот танбур, предупредив, что инструмент нуждается в небольшом ремонте. Музыкальный инструмент был в чехле, вынув его я увидел, что он в нормальном состоянии, и его настройка не займет много времени. Это я и сказал музыканту. Ходжи Абдулазиз попросил меня не торопиться. «Пусть танбур пока останется у тебя, - сказал он. - В твою мастерскую заходят много музыкантов, может, кто и сыграет на нем. Меня удивили его слова, и Ходжа Абдулазиз это заметил. Я уже постарел, давно не брал в руки танбур, в последнее время исполняю песни только на дутаре. Но в твою мастерскую заходят не только любители, но и профессионалы музыкального искусства, пусть этот танбур будет подарком тому из них, кто действительно хорошо разбирается в искусстве». Ходжи Абдулазиза давно нет с нами, но этот танбур до сих пор висит в моей мастерской. За все это время никто не играл на нем так, как ты, поэтому будет правильно, если он будет твоим. Дарю его тебе!

Так владелецем танбура Ходжи Абдулазиза стал известный исполнитель макомов Тургун Алиматов.

Считавший себя учеником Ходжи Абдулазиза Абдурасулова ​​Т. Алиматов внес большой вклад в популяризацию узбекского музыкального искусства как в стране, так и за рубежом, за что был удостоен звания «Народный артист Узбекистана» и награжден орденом «Буюк хизматлари учун» («За большие заслуги»).

С начала 70-х годов прошлого века его трудовая деятельность была неразрывно связана с ансамблем макомистов. В составе данного творческого коллектива он записал огромное количество уникальных макомов ферганско-ташкентского стиля, вошедших в национальную музыкальную сокровищницу. Тургун Алиматов обладал неповторимым стилем исполнения мелодий классического национального музыкального искусства, таких как «Напевы дутара», «Тановар», «Чоргох», «Муножот», «Наврузи Ажам», «Бузрук», «Куйгай».

                                                              Шухрат АНОРОВ.

                                                               Фото автора.