Когда старинный дом становится легендой…

Мы сейчас много говорим о важности сохранения истории Самарканда. Иногда наша речь срывается на крик отчаяния при виде разбазаривания и откровенного вандализма памятников истории и культуры в угоду сиюминутной выгоды. Но сейчас я хочу привести пример, как можно по-настоящему беречь историю, делать ее максимально доступной для туристов и создать место с аурой подлинного Востока.

История гостиницы «Легенда» начинается в 1860 году. Тогда это, конечно, была вовсе не гостиница, а дом, который построил зажиточный бухарский еврей Шломо Боводжон в махалле «Яхудион», в котором на протяжении многих лет жили его потомки.

В 90-е годы прошлого века случился очередной массовый отъезд евреев на историческую и новую родины – в Израиль и США. Двухэтажный дом с деревянными узорчатыми и раскрашенными цветными потолками, расписными стенами и резным айваном пришлось продать. Купил его самаркандец Урал Бердиев. Прекрасный знаток французского языка, гид-переводчик с многолетним стажем, сопровождавший президент Франции Франсуа Миттерана во время его приезда в Самарканд, Урал-ака с первого взгляда влюбился в этот старинной дом.

- Владельцы умоляли меня сохранить эту усадьбу в первозданном виде, - рассказывает Урал-ака, - а какое прощание они устроили с домом, постоянно молились, целовали его стены, без слез на это невозможно было смотреть.

Дом, конечно, требовал приличного ремонта. Но Урал-ака решил делать его со скрупулезностью реставратора. Кроме того, на протяжении долгих лет он ходил по самаркандским толкучкам и скупал старинные и винтажные вещи: тюбетейки, ляганы, кумганы, кувшины, утюги, самовары, настенные часы, прялки... Сегодня их количество трудно поддается подсчету, но, по словам знатоков, среди экспонатов очень много ценных, которым мог позавидовать любой коллекционер. «Смотрите сколько тюбетеек! Это же готовый этнографический материал, по которому можно написать целую диссертацию», - восхищаются посетители.

- Жена возмущалась, говорила, что я сошел с ума, потому что несу в дом всякую рухлядь, - улыбаясь, рассказывает Урал-ака, - а теперь, когда все эти вещи так удачно вписались в интерьер гостевого дома, упрекает, что я мало покупал.

Да, усадьба бухарского еврея сегодня стала гостиницей, затерявшейся в узких улочках бывшей еврейской махалли. Всё в ней, живом музее, дышит прошлым, начиная от деревянных резных ворот, которые Бердиев собрал из старинных дверей, до огромного, двухсотлетнего тутовника – хранителя дома. Причем интересно, что и комфорт цивилизации имеется здесь в полном комплекте, однако не на этом сделан упор хозяина гостиницы, а на истории, подлинной истории. Поэтому «Легенда» никогда не пустует, туда хочется возвращаться, оттуда не хочется уходить, особенно после вкушения кулинарных изысков дочери Урал-ака – Мунисы, которая помогает отцу в турбизнесе...

- Когда мы говорим о развитии туризма, мы всегда должны понимать, что без сохранения истории Самарканда ни о каком развитии речи быть не может, - говорит кандидат архитектуры Рахимжон Авазов. – Туристам нужна подлинность, за ней они готовы ехать на край света. Думаю, подход к туристическому бизнесу Урала Бердиева должен стать примером для других.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.