Когда собес перестанет менять «прописку»?

Самаркандский городской отдел управления внебюджетного пенсионного фонда уже несколько лет находится в «подвешенном» состоянии, не имея собственного здания. Сегодня он действует на своем «историческом» месте - по улице Дагбитской. Но надолго ли?

В 2017 году после того, как постоянное здание собеса было передано Народной приемной Президента Республики Узбекистан по Самаркандской области, отделу пришлось переехать в общежитие Самаркандского пищевого профессионального колледжа. В августе 2018 года, после передачи здания пищевого колледжа Национальной гвардии, собес, переехал в здание АО «Сино». К 2020 году АО было ликвидировано, и пенсионному фонду пришлось срочно переезжать в здание Самаркандского сельскохозяйственного института. Но вскоре пришлось уезжать и оттуда, и это продолжалось до нынешних дней.  

Горожане не успевали привыкнуть к месторасположению собеса, как он переезжал опять. Наскитавшись, в настоящее время горсобес действует в своем первом здании. Но, похоже, и это не последний его адрес.

- Как видите, здесь нет надлежащих условий ни для сотрудников, ни для посетителей, - говорит руководитель городского отдела управления внебюджетного пенсионного фонда Собир Эгамкулов. – Я обращался в хокимият города Самарканда с просьбой выделить нам хотя бы одно крыло здания, но утвердительного ответа пока нет. Кроме того, согласно соответствующему Постановлению Главы государства, это здание должно быть возвращено на наш баланс. Но и это затягивается.

В настоящее время в этом здании расположены четыре организации. В городском отделе управления пенсионного фонда посетителей принимают 26 сотрудников. Для этого в торце здания выделен небольшой зал. В зале тесно, мест для ожидания мало, приходится стоять на улице у крыльца, где нет ни навеса, ни скамеек.

Всего в городском отделе работает 35 сотрудников, для которых тоже нет условий. Отведено несколько кабинетов под крышей, которая состоит только из гипсокартона и жестяной кровли, а под ногами бетонный пол. Поэтому уже сейчас находиться в кабинетах невыносимо холодно.

- Мы работаем со сложным контингентом людей, - продолжает Собир Эгамкулов. – Это люди пожилого возраста, которые проработали много лет, потеряли и силы, и нервы, и здоровье. Нервозность и нетерпимость объясняется и материальным положением. Они встревожены высокой стоимостью лекарств, ростом цен на продукты питания и т.д. Все это, конечно, оказывает влияние на здоровье. Также мы работаем с лицами, потерявшими кормильца. Смерть второй половинки воспринимается по-разному, но непременно влияет на эмоциональное состояние. Также инвалиды. Думаю, даже не стоит разъяснять эмоциональное состояние этой категории лиц или их близких родных. Обратившись к нам со своим вопросом или проблемой, они требуют результата. Но у нас нет надлежащих условий для работы с ними. Да, сейчас большинство действий можно выполнить в онлайн-режиме либо нужно обратиться в центр госуслуг, и бумаги сами будут «ходить» по инстанциям. Но как это донести до пожилых людей? В Самарканде более 67 тысяч человек получают пенсии и пособия, донести до каждого из них упрощенные способы обращения в госорганы практически невозможно. Большая часть из них люди пожилого возраста, им сложно освоить интернет, проще дойти до собеса и задать вопрос нам. 

Немаловажным вопросом является и хранение архивных документов. Нескончаемые скитания не станут ли причиной утери личных бумаг граждан?

- В связи с цифровизацией все документы внесены в единую базу данных, поэтому риска утери каких-либо документов уже нет, - говорит С. Эгамкулов. – Но тем не менее есть архив, который сейчас находится в общежитии одного из колледжей Самарканда. Было два случая вскрытия дверей общежития, только не понятно зачем рыться в нашем архиве. Ведь это не может ничего изменить или чему-то помочь, все уже оцифровано. Но это архив, которому нужно выделить при нашей организации отдельное помещение для хранения. 

Напомним, что с 1 июля этого года введен новый порядок назначения пенсии. Это предусмотрено Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему упрощению процесса назначения государственных пенсий и совершенствованию системы доставки пенсий и пособий гражданам».

- Согласно Постановлению, при назначении пенсий отменено истребование от граждан документов о трудовом стаже, заработной плате, периодах обучения в высших образовательных учреждениях и прохождения военной службы, - говорит начальник отдела областного управления внебюджетного пенсионного фонда Абдурашид Рахимов. - Для назначения пенсий достаточно предъявить только паспорт либо идентификационную ID-карту. Трудовой стаж исчисляется и рассчитывается посредством межведомственного аппаратно-программного комплекса «Единая национальная система труда». Кроме того, с 1 января этого года выплата пенсий, социальных пособий, компенсаций и иных выплат, осуществляется коммерческими банками и иными специализированными организациями, отобранными на основе тендеров, проводимых отдельно по областям каждые три года. При этом на них возлагается обязательство по доставке пенсий и пособий непосредственно в сходы граждан махаллей и по адресу проживания граждан в форме наличных денежных средств.

Однако много обращений поступает и по поводу неверных данных, внесенных в Единый портал госуслуг my.gov.uz. К примеру, ошибки в данном портале стали причиной прекращения выплаты пенсии по потере кормильца, потому что в графе о составе семьи супруг числится в живых, пенсия рассчитана неверно, потому что не указано место работы и т.д.

- Сведения в единый портал должны были быть введены за очень короткий срок, поэтому допущено много ошибок, - говорит заместитель начальника областного управления юстиции Максуд Курбанов. – Сейчас идет работа над ошибками и постепенно все будет исправлено. Но и у самих граждан есть возможность обратиться с заявлением, если данные указаны неверно. Для того чтобы обновить или исправить информацию, необходимо перейти в систему OneID (id.egov.uz), авторизоваться в том разделе, где нашли ошибку. После уведомления «Успешно» персональные данные будут обновлены из базы данных того госоргана, к которому вы обратились. Например, УВД, ЗАГС, кадастровые, налоговые органы и другие. Либо нужно обратиться с паспортом и подтверждающими документами в соответствующий госорган. Каждое обращение фиксируется, и его исполнение контролируется.

Для справки

На сегодняшний день на счету Самаркандского внебюджетного пенсионного фонда числится 67 774 получателя пенсий и пособий. Если анализировать их по категориям, то пенсионеров по возрасту – 50 613, по инвалидности – 6 315, получателей пенсии по случаю потери кормильца – 3 273, остальные - получатели социальных пособий.

Юлдуз ХАЙДАРОВА.

Фото автора.