Когда слово важнее алгоритма

В Ташкенте прошла конференция масс-медиа российских соотечественников, объединившая представителей русскоязычных СМИ из стран СНГ, Европы, Азии и Африки. В центре внимания - искусственный интеллект, авторское слово и профессиональная идентичность журналиста в быстро меняющемся мире.

Открывая конференцию, ее организаторы подчеркнули, что выбор Ташкента был неслучайным: столица Узбекистана сегодня становится точкой притяжения для русскоязычного профессионального сообщества региона. Как отметила в приветственном слове руководитель Представительства Россотрудничества в Узбекистане Ирина Старосельская, площадка в Ташкенте - экспериментальная, но уже доказавшая свою востребованность.

- Мы видим здесь много знакомых лиц и много новых участников, что очень радует, - сказала И. Старосельская. - Эта площадка для наших конференций новая, и мы сознательно выбрали ее, чтобы максимально широко охватить страны СНГ и партнеров. Работа с соотечественниками не ограничивается разовыми форумами и медиа-мероприятиями - связь с ними поддерживается постоянно через местные инициативы, совместные проекты, работу с молодежью.

Отдельные слова благодарности прозвучали в адрес Посольства России в Узбекистане и Правительства Москвы за организационную и содержательную поддержку.

Центральным событием первого дня стала панельная дискуссия «ИИ умеет все, кроме того, чтобы быть вами. Авторская журналистика - новая элита медиа», которую вела заслуженный журналист России, лауреат премии «Золотое перо России» Галина Сапожникова. Она рассказала о своей книге «В каких кустах искать рояль», которую назвала путеводителем по практической журналистике. В ней журналист делится практическими рекомендациями о том, как выстраивать диалог с людьми в состоянии стресса, проверять факты и распознавать ложь. Важно отметить, что за плечами Галины Михайловны - многолетний опыт работы в «Комсомольской правде» и репутация признанного мастера журналистского расследования, поэтому все эти советы основаны не на теории, а на ее собственном профессиональном опыте, что ценно. В качестве примера Галина Михайловна привела историю о том, как неправда может быть искренней.

- Был случай с одноклассницей актера Юрия Богатырёва, которая живописно рассказала, как на его похоронах Фаина Раневская якобы стояла у могилы «как ангел в черных кружевах» и кричала: «Юрочка, я прыгну за тобой!», и ее удерживали, - рассказывала Г. Сапожникова. - Сцена - готовый киноэпизод. Но внутренняя «вредность» заставила меня проверить дату. Оказалось, что Раневская умерла за пять лет до похорон Богатырёва. Женщина не хотела солгать, она просто так это увидела, додумала, возможно, ей это приснилось. Но если бы я опубликовала это без проверки, то сама разрушила бы свою репутацию.

От этого примера спикер перешла к разговору об искусственном интеллекте и его роли в медиасреде.

- Нейросеть - это ваше зеркало: каков вопрос - таков будет и ответ, - пояснила Г. Сапожникова. - Когда мне говорят: «Я попросила, а он мне такую дурь написал», я начинаю тихо кашлять. Потому что проблема чаще всего не в нейросети, а в том, как была поставлена задача.

Самым болезненным для аудитории стал тезис о трансформации профессии: «У нас есть плохая новость: 75-80% журналистов можно уволить по щелчку. Пять процентов - это люди, поцелованные Богом. Еще 15% - те, кто дисциплиной и технологиями дотягиваются до высокого профессионального уровня. Примерно 5% можно оставить как фактчекеров и редакторов. Остальные, увы, окажутся лишними».

Вместе с тем, по словам Сапожниковой, ИИ открывает и позитивный сценарий развития профессии: «Самое хорошее, что дает нам искусственный интеллект, - освобожденное время. Нейросеть может за секунды посчитать, структурировать, выдать десятки вариантов заголовков. А мы можем потратить это время на творчество, репортаж, живое наблюдение. Для меня это восторг: часть рутины исчезает, а авторская журналистика становится элитой».

Она подчеркнула, что такие жанры, как репортаж с места события, глубокое расследование и живая авторская колонка, по-прежнему остаются «территорией человека», и призвала задуматься об этике использования искусственного интеллекта: «Нас ждут очень жесткие дискуссии, и не только применительно к журналистике. Кто несет ответственность за результат, где проходит граница манипуляции, что мы можем делегировать машине, а что нет? Без ответов на эти вопросы мы рискуем потерять не только профессию, но и доверие аудитории».

В течение двух дней конференции участники работали на мастер-классах по харизме и публичным выступлениям с актером театра «Современник», педагогом по сценической речи ГИТИСа Иваном Забелиным, смотрели, плакали и потом обсуждали фильм «Культурный код. Россия 3.0. Путь Победы» с телеведущей и общественным деятелем Ариной Шараповой, знакомились с практическими кейсами использования нейросетей в редакциях. Медиатехнолог, секретарь Союза журналистов России и доцент факультета журналистики МГУ Роман Серебряный в максимально доступной форме говорил о том, как ИИ меняет производственный цикл редакции. Кандидат филологических наук, преподаватель МГУ Ксения Конкина показывала, как создавать контент – текст, картину и видео - с помощью нейросетей, не теряя авторского голоса и качества.

Программа конференции включала и культурный блок: обзорную экскурсию по Ташкенту с посещением мемориального комплекса «Парк Победы» и Русского культурного центра. Для участников, приехавших из Турции, Великобритании, Таиланда, Грузии, Сербии, Туниса, Армении, Казахстана и других стран, это стало возможностью увидеть, как сегодня живет русскоязычное сообщество в Узбекистане.

Подводя итоги, одна из участниц конференции Кристина Романенко из Туниса поделилась личными впечатлениями о посещении «Парка Победы».

- Возлагая цветы к подножию памятника Зульфие Закировой, проводившей пятерых сыновей на фронт, в голове вихрем проносилось: "Журавли, журавли..." Спускаясь в окоп, идя мимо инсталляции мирно сидящих полукругом солдатских силуэтов, представляю, как в ночи огоньки их душ сливаются в полумесяц - свидетельство крепкой веры и силы духа. Смотрю вдаль - под сводом виднеются надгробия со Звездой Давида, с полумесяцем и звездой, с крестом... Солдаты разных религий шагали одним непобедимым строем. Восхищает масштаб музея, это означает, что сохранению общей Памяти о ВОВ в Узбекистане уделяется важное место, - напишет потом она.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.