Когда на Багишамале появится подземный тоннель?
Строительство подземного тоннеля на пересечении улиц Мирзо Улугбека и Гагарина города Самарканда перешло в активную фазу. Специалисты и спецтехника работают здесь ежедневно в две смены практически до полночи.
Напомним, что Фонд развития Абу-Даби выделил на модернизацию инфраструктуры Самарканда 300 миллионов долларов. Данные средства будут направлены на реализацию масштабного проекта, в рамках которого в городе построят два подземных тоннеля, современные автомобильные мосты, установят умные светофоры, уличное освещение на солнечных батареях, проложат десятки километров водопровода и реконструируют насосные станции. При этом проект разделен на четыре направления: строительство тоннелей и автомобильных дорог, реконструкция дорог на четырех улицах общей протяженностью 11,5 км, модернизация водопровода и реконструкция насосных станций.
На каждом из этих направлений сегодня ведется внушительная работа. К примеру, на пересечении улиц Гагарина и Мирзо Улугбека, наряду с переносом коммуникаций, устанавливается свайный фундамент для подземного тоннеля.
- Перенос коммуникаций, а их на улице Гагарина немало, ведется с особой осторожностью без ущерба для потребителей, - говорит начальник багишамальского участка (пересечение улиц Гагарина и Мирзо Улугбека) Шухрат Иссаков. - На сегодняшний день завершили перенос канализационной сети. От будущего тоннеля она отброшена на 725 метров, с одной стороны на 409 метров, с другой на 316 метров. Здесь отмечу, что наша задача не только удалить коммуникации от подземного сооружения, но и соединить их между собой. Поскольку свободной территории здесь не так много, то специалистами было принято решение уложить газопровод на глубину 2,3 метра вблизи тротуарной дорожки, а поверх глубиной в один метр с небольшим сдвигом будут проложены оптоволоконные кабели.
Что же касается водопровода, то его перенесут на 1 526 метров от подземного сооружения. Отрадно, что перенос коммуникаций не мешает работе по установке свайного фундамента.
- В Самарканде у субподрядчиков имеется шесть буровых установок, три из которых работают на нашем участке, - продолжает Шухрат Хурсандович. – Их задача пробурить скважины разной глубины, начиная от шести метров и, по нарастанию, до 22 метров. То есть там, где будет свайный фундамент глубиной шесть метров, запланирован своего рода заезд в подземное сооружение. Таких свай установят 39 единиц. В центре подземного сооружения будут забиты сваи глубиной 22 метра, их будет с каждой стороны по 67. Все вместе они послужат опорой для тоннеля. За пределами подземного сооружения проложат автомобильную дорогу.
Многих горожан сегодня интересует вопрос, где будет проложен подземный переход для пешеходов. Как выяснилось, один появится через дорогу от спорткомплекса к зданию УВД, другой через дорогу от здания «Узтелеком» к зданию школы №13. Также от здания «Узтелеком» к спорткомплексу проложат обычный пешеходный переход. Аналогичный появится и на противоположной стороне.
На сегодняшний день на багишамальском участке работает порядка 120 специалистов, 15 из которых граждане Китая.
- В Самарканде занят укладкой бетонных свай – этот процесс ответственный и трудоемкий, в каждую пробуренную скважину опускается армированный каркас, в который затем заливается бетон, - отмечает 32-летний гражданин Китая Ванг Ёнг Вэй. - Строительством занимаюсь с 17 лет, этим же в свое время занимался и мой отец. В вашей стране ранее участвовал в строительстве крупных цементных заводов в Самарканде и Кашкадарье, а также в строительстве завода под Ташкентом.
Ванг Ёнг Вэй признался, что влюблен в узбекистанцев, которые такие же гостеприимные, как и китайцы.
На вопрос о сроках сдачи объекта специалисты ответили, что торопиться не будут, поскольку здесь важно качество. Завершить строительство тоннеля на багишамальском участке планируется к апрелю 2025 года.
М. АБАЙДУЛИНА.
Фото З. Балтаевой.