Каттакурганская Донна Мария

Когда началась война, Хамрахон участвовала в концертах для уезжающих на фронт бойцов, для тех, кто работал в тылу, не покладая рук. В те годы много пела, причем особенно хорошо народные, классические песни. В 1943 году в Кенимехе был создан колхозно-совхозный профессиональный театр, и Хамрахон Аманова была принята в его труппу. А в 1945 - после окончания войны - она стала работать в Каттакурганском театре, который в это время был музыкально-драматическим. Здесь, работая рядом с опытными мастерами сцены, такими как народная артистка Республики Ширин Мелиева, заслуженные артисты республики Рахмон Ризаев, Зубайдулло Рузиев, ведущие актеры Ахмаджон Мадалиев, Турсун Юлдашев, она по существу проходила школу сценического искусства, обрела профессионализм. Этот театр, ставший для X. Амановой на долгие годы буквально вторым домом, дал возможность раскрыться ее многогранному дарованию, окрепнуть, расцвести ее таланту. 
Репертуар актрисы обширен и разнообразен: Майсара, Хаджи-она в пьесах Хамзы "Проделки Майсары" и "Бай и батрак", донна Мария в "Испанцах" М. Лермонтова, Кимсан-хола в драме "Абдулла Набиев" Адхама Рахмата, Халча-амма в "Нурхон" Камиля Яшена, Фармон-биби в "Бунте невесток" Саида Ахмада, Маргарита Шумова в пьесе "Наследство" ("Мерос") Анатолия Сафронова и другие.

Многие актеры театра - Асад Хайруллаев, Зарил Зоиров, Мухаббат Юлдошева, Зайниддин Аманов, Гулбахор Мамедова, Райхона Хошимова, Дилером Эгамова, Абдугани Абдуразаков - считали её своей наставницей -это не значит, что каждому из них опытная актриса помогала постигать азы сценического искусства. Чаще было другое - ее отношение к театру, работе над ролями, к коллегам служило лучшим примером и уроком для тех, кто приходил работать в театр.

Абдуазиз ХАШИМОВ,
член союза театральных деятелей Узбекистана.
НА СНИМКЕ: Х. Аманова (слева) в драме "Наследство" А. Сафронова.