Как обслуживаются наши дома?
Как обслуживающие компании и ширкаты оказывают коммунальные услуги жителям многоэтажных домов? Этот вопрос стоял в центре внимания на заседании, проведенном недавно в хокимияте области.
Обсуждение данного вопроса было вызвано многочисленными жалобами от населения. Это и побудило руководство областной администрации инициировать в порядке общественного контроля рейд, проведенный рабочей группой в составе представителей областного общества защиты прав потребителей.
Надо отметить, что в ходе рейда представители рабочей группы во многих случаях убедились в справедливости жалоб людей, стали свидетелями вопиющей антисанитарии в некоторых домах, абсолютного равнодушия представителей ширкатов к насущным потребностям людей. Вот, например, некоторые факты.
В городе Самарканде, на территории махаллинского схода граждан (МСГ) «Ибн Сино», на улице Минская, дом №18 состоит из четырех этажей. Ни у кого из собственников квартиры не оказалось кадастровых документов. Кроме того, стало известно, что дом не зарегистрирован ни в одном ширкате и, естественно, никакие услуги не оказывались. В результате дом оказался в заброшенном состоянии. В большинстве квартир не установлены счетчики газа, воды и электричества. Подвал здания завален различными отходами. Исходящий от него смрад проникает во все квартиры. Внешний вид дома оставляет желать лучшего. Детскую спортивную площадку превратили в свалку. Два мусорных бака были переполнены из-за того, что мусор не вывозился своевременно.
Дом №3-А на территории МСГ «Ширин» поселка Фархад г. Самарканда двухэтажный. Подвал был затоплен нечистотами из-за отсутствия технического обслуживания со стороны соответствующего ширката. Жильцы произвольно провели отдельную канализационную трубу в подвале. По окрестностям распространяется невыносимый запах.
Тот факт, что строительные работы многоэтажного дома №77 в махалле «Нурли йул» г. Самарканда не были завершены, вызывал недовольство у многих жильцов. Люди жаловались, что лифт не работает, шахты, предназначенные для лифта верхнего этажа, остаются открытыми, что опасно не только для детей, но и для взрослых. Жители были возмущены тем, что нет никого, кто бы выслушал их и помог.
В ходе рейда было обнаружено много недостатков и в районах области.
В подвалах домов №№11,18, расположенных в МСГ «Гулабад» Самаркандского района, царит антисанитария. Работы по благоустройству вообще не проводились. Оказалось, что и мусор не вывозится вовремя. Жители рассказали, что сами собрали деньги и отремонтировали крышу дома, так как представителей ширката найти не удается.
Вокруг 12-этажных домов №№98, 96, 94 на территории «Чинобод» г. Каттакургана вообще не проводились работы по благоустройству. Мусор не вывозится вовремя, что порождает антисанитарные условия в жаркие летние дни. Кроме того, из труб канализационной сети в подвалах квартир протекает сточная вода, и жильцов беспокоит подтопление подвала на 30-40 см. Неоднократные обращения гражданки М. Ахуновой в связи с этими недостатками оставлялись без внимания.
Детские площадки четырехэтажных домов в МСГ «Балхиён» Пастдаргомского района стали превращаться в свалку – из-за отсутствия контейнеров мусор выбрасывается тут же. Жильцы утверждали, что деньги за мусор они заплатили аж до 2026 года, но услуги им не оказывают. Люди неоднократно просили ответственных лиц выделить два мусорных контейнера, но их обращения игнорируются.
В ходе изучения ситуации в МСГ «Шодлик» Джамбайского района (улица Сидики, дома №№21,22,23) граждане сообщили, что ширкат, обслуживающий эти дома, вообще не работает, а только собирает с них деньги. В домах отсутствует система канализации, так как магистральная канализационная труба проложена на высоте одного метра, подключиться к ней практически невозможно (существует риск перелива нечистот из верхних этажей на первый этаж). На территории построен шеститочечный туалет для мужчин и женщин. Но во время строительства этого пункта не была предусмотрена вентиляционная шахта, поэтому туда ходить невозможно из-за зловония. Несмотря на то, что руководство ширката не заключало никаких договоров с гражданами, по приказу официальных руководителей и руководства ширката их привлекли к ответственности по решению суда: в пользу ширката начали взыскивать деньги в принудительном порядке. Причем деньги снимали с пластиковых карт пенсионеров без их согласия.
В результате опроса жильцов многоэтажных домов, расположенных в МСГ «Ахмад Ясави» и «Янги Хаёт» Пайарыкского района, стало известно, что за содержание, пользование и ремонт общего имущества жилого комплекса в МСГ «Ахмад Яссави» в городе Челак отвечает ООО «Пайарик Турон Гулшан». Но должностные лица этой компании не оказывают никаких услуг, а только собирают деньги: с каждой квартиры взималось по три миллиона сумов и более.
Во дворе комплекса построена детская площадка, которая теперь находится в полном запустении. Канализация вышла из строя. В подвале невозможно было ходить из-за скопления воды, вытекающей из труб. В этом же подвале находится и электрораспределительная коробка, которая тоже непригодна для эксплуатации, электрические провода не изолированы. Поскольку в подвале полно воды, подходить к коробке электропередачи и регулировать ее опасно для жизни.
Жители уже несколько лет пользовались ямой, выкопанной для канализационных стоков при строительстве жилого комплекса. Но потом территория ямы была продана гражданину Б., который сверху построил магазин. В результате сточные воды из ямы не вычищают, и они вытекают наружу. Управляющая сервисная компания изготовила поддельный документ, в котором говорилось, что было выполнено работ на сумму три миллиона сумов, и попыталась получить подпись и печать председателя МСГ «Ахмад Яссави». В беседе с председателем махалли выяснилось, что он не подписал и отказался поставить печать на поддельном документе, поскольку компания не могла показать выполненные работы.
Дом №5 на улице Аль-Бухари МСГ «Шарк юлдузи» Нурабадского района нуждается в ремонте из-за дырявой крыши, вода во время осадков просачивается в квартиры, свет в подвалах не горит, дома зимой почти не отапливаются. Хотя компания каждый месяц собирает деньги, но никакой помощи не оказывается, сотрудники компании вообще не отвечают на телефонные звонки.
Такие факты можно было бы привести еще. Удивляет одно: как организации, которые должны были решать эти проблемы, игнорировали обращения людей?
Все эти факты обсуждались на заседании в хокимияте области. Многие должностные лица, допустившие халатность к своим обязанностям, были уволены с работы, материалы по некоторым случаям переданы в правоохранительные органы для дальнейшего расследования. Ответственным лицам на местах даны конкретные указания в кратчайшие сроки устранить обнаруженные недостатки и доложить о результатах работы в хокимият области.
Думается, рейд, инициированный администрацией области, подействует отрезвляюще на руководство ширкатов сервисных компаний на местах, которые сделают для себя соответствующие выводы.
Саноат ХУРРАМОВА,
руководитель информационной службы областного общества защиты прав потребителей.