Журналист-математик Тошкул Азимзода
Недавно «Овози Самарканд», единственная газета в нашей области, издаваемая на таджикском языке, отметила свой тридцатилетний юбилей. Среди тех, кто стоял у истоков её создания есть и журналист Тошкул Азимзода. С ним наша беседа.
- Когда Вы почувствовали тягу к литературному творчеству?
- В 1957 году я пошёл в школу. Отец – участник войны и инвалид второй группы работал в колхозе. Мать была домохозяйкой. Хотя они не были образованными людьми, но к моей учёбе относились внимательно. Особенно мать хотела, чтобы я стал образованным человеком, поэтому часто освобождала от дел по хозяйству. А интерес к словесному творчеству пробудился во мне благодаря одному случаю. Дело в том, что наш дом находился недалеко от полевого стана колхоза. Обычно колхозники собирались там по утрам и в обед. Однажды я увидел, как мужчина с сумкой подъехал туда на велосипеде, оставил там что-то и удалился. Мне стало любопытно. Когда я подошёл, то увидел стопку газет и журналов. Я начал перелистовать их, смотрел на фотографии и читал заголовки. Это было так интересно, передо мной словно открылся какой-то неведомый доселе мир. Потом при виде почтальона я бежал на полевой стан. Так я стал постоянным читателем первого «читального зала» в моей жизни. Чтение не прошло даром: когда начался новый учебный год, моя успеваемость улучшилась. Мой первый «читальный зал» привил любовь к чтению, которая сохранилась и поныне. Я и мои одноклассники читали очень много по сравнению с нынешним поколением. Каждый год мы подписывались на две-три газеты и журналы по мизерным ценам. Наше счастье, что школьное образование в 70-годы прошлого столетия было на большом подъёме.
- А как вы пришли в журналистику?
- После школы поступил на механико-математический факультет СамГУ. Дело в том, что в восьмилетней школе нашего села обучение велось на таджикском языке, а девятый-десятый классы я окончил в узбекской школе. Может, поэтому я выбрал математику, потому что для неё не так важен язык обучения? После службы в армии работал в школах учителем математики, тогда начал писать рассказы. Однажды я рассказал об этом односельчанину, писателю Болте Ортикзоде. Он посоветовал мне по воскресеньям приходить в дом-музей Садриддина Айни. В восьмидесятые годы прошлого столетия здесь была общественная приёмная республиканской газеты «Овози тожик». Там собирались поэты, литературоведы, переводчики, учёные. Обсуждали стихи и рассказы молодых авторов. Так я попал в литературную среду и примерно через полгода мой первый рассказ напечатали с предисловием Б. Ортикзоды в газете «Овози тожик». А когда образовалась газета «Овози Самарканд», меня пригласили на работу.
- Как приняли математика в творческий коллектив?
- С большинством творческих работников я уже был знаком по музею Садриддина Айни. Многие из них были учителями. Так что нам приходилось изучать азбуку журналистики на ходу. Те, кто не вписались, сошли с дистанции. Вообще, вначале была очень большая текучесть кадров. Но со временем всё встало на свои места. В плане профессионального роста многое нам давали и творческие семинары. На одном из них по проекту «Развитие Нурата-Кызылкумского экологического регионального информационного центра» по программе малых грантов Глобального экологического фонда ООН, я впервые ощутил дыхание живой природы. Я понял, что глобальные экологические проблемы народы мира могут решать только совместно. Этот семинар очень вдохновил меня на написание нескольких статей, а также рассказа «Секрет», посвящённого диалогу между природой и человеком.
- 30 лет – время приличное. Что вы ощутили в дни торжеств, посвященных юбилейной дате газеты «Овози Самарканд»?
- Я рад, что в издании газеты есть и мой вклад. Особенно было приятно, что хоким области Эркинжон Турдимов на торжественной встрече, посвящённой этой дате, во время своего поздравления в числе ветеранов редакции назвал и меня. Кстати, как математик, уважаю его пунктуальность. Ещё не было случая, чтоб он начинал собрания или какие-то другие мероприятия несвоевременно. Многим из нас пора научиться этому.
Беседовал Зохир ХАСАНЗОДА.