Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Инвестиционная деятельность и благосостояние населения

В чём смысл осуществления экономической деятельности? Из экономической теории известно, что ее смысл в удовлетворении потребностей людей, улучшение их жизни. Основу достижения такой цели составляет эффективное осуществление инвестиционной деятельности.

В зависимости от того, насколько экономически и стратегически обосновано разрабатываются инвестиционные программы и проекты, достигается экономическое развитие, стабилизация товарно-денежного обращения, бюджетных отношений и внешнеторговой деятельности.

Следует отметить, что наша страна характеризуется сложной демографической ситуацией, ежегодно население возрастает более чем на полмиллиона человек. Поэтому очень важно не только сохранить достигнутый уровень благосостояния населения, но и обеспечить насущные потребности непрерывно возрастающего населения.

За первые годы независимости было объявлено, что начатые реформы направлены на создание в Узбекистане социально ориентированной экономики. Соответственно этому формировался государственный бюджет, более половины расходов которого направлялись на удовлетворение социальных нужд. Единственно, в чём был недостаток менежмента высшего звена, это то, что не были разработаны критерии оценки показателей, характеризующих динамику процесса изменений, влияющих на уровень жизни населения страны. Кроме того, аж на несколько десятилетий было отложено проведение Всеобщей переписи населения.

Важность переписи населения

Многие считают, что перепись проводится для уточнения численности проживающих в стране людей. Это важно, но не главное. Мероприятие позволяет не только определить динамику процессов, происходящих в сфере демографии, с занятостью, но и досконально разобраться с жилищными и другими социально-бытовыми условиями различных групп населения в разрезе регионов, источниками его доходов, образовательным уровнем. Согласитесь, что без этого невозможно обеспечить соответствие экономического развития с решением социальных проблем.

Если б перепись населения проводили каждые десять лет, как это делается в других странах СНГ, то имелась бы реальная картина отрицательных последствий, происходящих в мировой экономике перепадов и отражающихся на уровне жизни населения страны.

Наиболее острая необходимость в проведении Всеобщей переписи населения возникла в 2010 году, когда очередной мировой финансово-экономический кризис пошёл на спад. Но правительство решило, что необходимости в этом нет, так как глобальный кризис не сильно задел экономику Узбекистана. Последствия такого подхода оказались весьма плачевными, так как, кроме прочих серьёзных социальных проблем, произошла невиданная доселе миграция трудовых ресурсов. Их отток за пределы страны, включая высококвалифицированную рабочую силу, в отдельные годы достигал 5 миллионов человек. Рассчитать, какой материальный и моральный  ущерб понесла в результате этого страна,  не представляется возможным, но то, что сэкономив миллионы, потеряли миллиарды, в этом можно не сомневаться.

Казалось бы, 2017 год был самым подходящим моментом для проведения долгожданной переписи населения. Было подвергнуто серьёзной критике ведение необъективной статистической отчётности, нереальность деклирируемых десятки лет высоких темпов роста ВВП. К великому сожалению, дальше этого дело не пошло.

Возникает резонный вопрос: есть ли в мировой практике примеры, когда реформы увенчались успехом без оценки сложившегося положения дел в экономике и социальной сфере той или иной страны? Это нонсенс. Поэтому и сегодня, нет реальной картины с благосостоянием населения, не даётся объективная оценка отрицательным последствиям пандемии, а итоги первого квартала показали, насколько пробуксовывает национальная экономика.

При подведении его итогов нашло своё отражение существенное сокращение объёмов производства в автомобильной и других стратегических отраслях, но не дана оценка состоянию малого бизнеса, занимающего высокий удельный вес в экономике страны, особенно в части занятости населения. Причина в том, что десятки тысяч малых промышленных предприятий отчитываются перед государством только раз в год  и то через два месяца по истечении года. С другой стороны, можно ли называть промышленными предприятия, где работает 3-5 человек. Это к вопросу о том, что если мы так относимся к организации статистики такой важнейшей отрасли, то надеяться на качество показателей, относящихся к благосостоянию населения в целом, не приходится.

В чём связь между переписью населения и инвестиционной деятельностью? В том, что только определившись с состоянием уровня жизни населения в разрезе регионов, разобравшись с причинами разрыва в благосостоянии различных социальных групп, можно разрабатывать долговременные инвестиционные программы, строить инвестиционную политику.

В первую очередь, следовало бы разобраться в том, в какой степени сложившаяся отраслевая структура экономики способствует неуклонному росту благосостояния населения. Если проанализировать состав промышленного производства, то он характеризуется сырьевой направленностью, долгие годы  большее значение  придавалось производству продукции производственно-технического назначения. Это - цветные металлы, природный газ, минеральные удобрения, хлопковое волокно (в лучшем случае пряжа). Результатами от их переработки, в основном, пользуются страны-импортёры.

О стратегических отраслях

На днях Министерство инвестиций и внешней торговли республики опубликовало список 69 наиболее крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 15,4 миллиарда долларов, которые предстоит освоить в 2021-2023 годах. Наименьшее количество проектов и суммы инвестиций приходится на отстающие в своём развитии Сурхандарьинскую и Хорезмскую области, а также на республику Каракалпакстан. Стоимость и число  особо важных проектов Андижанской области в десять раз меньше, чем в Бухарской области, на долю которой приходится одна треть объёмов инвестиций. Как при этом будет достигаться выравнивание экономического развития и уровня жизни населения принципиально отличающихся регионов страны, непонятно. 

Так происходит потому, что вышеназванному ведомству совместно с другими структурами экономического блока не удаётся выявить стратегические отрасли экономики Узбекистана, от перспектив развития которых зависит преодоление кризисных явлений, возникших под влиянием пандемии коронавируса. Не видна даже  попытка изменить подходы к разработке инвестиционных  проектов, направленных на коренное изменение ситуации с занятостью населения, обуздание инфляционных процессов. Обращает на себя внимание то, что ведомство поручает осуществить меры по технико-экономическому обоснованию  проектов 2021 года включительно, в то время как первая половина года практически позади. В Каттакурганском районе, например, предусмотрено создать текстильный кластер с годовым объёмом перареботки хлопка 4 000 тонн и на эти цели извне занять 36 миллионов долларов США. Можно заведомо сказать, что такой проект не окупиться и через 50 лет. Примечательно то, что создание здесь одного рабочего места обойдётся в 60 тысяч долларов.

Казалось бы, настали времена, когда аграрный сектор будет подвергнут коренным изменениям, земельные отношения будут приведены в соответствие с современными требованиями. Но насколько реальными могут быть эти цели, если инвестиционная деятельность не направлена ни на развитие сельскохозяйственного машиностроения, ни на глубокую переработку животноводческой и плодоовощной продукции?!

Складывающаяся в окружении Узбекистана международная обстановка и необходимость преодоления накопившихся внутренних проблем не оставляют места для того, чтобы и дальше инвестиционная деятельность осуществлялась столь неэффективно и некомпетентно. Как неоднократно подчёркивал Президент страны, каждый вложенный в экономику страны доллар и сум, должны возрастать многократно и при коротких сроках окупаемости.

Илхом ВАФАЕВ,

научный соискатель СамИЭиС.