Главное - не за хлебом топчемся
Взять хотя бы очереди. Вот раньше, бывало, за всем толчея. За маслом, за колбасой, за сахаром, за сапогами, за книгами, за хрустальными вазами, даже за бумагой туалетной. А уж за стенками, телевизорами, холодильниками и говорить нечего! Чтоб их приобресть, только два способа имелось: либо из-под полы с переплатой, либо по записи по месту работы. У нас, помню, ради этого дела лотерею практиковали. Я тогда "Киргизию" вытянул: машину стиральную, как сейчас помню, 80 рублей, больше ползарплаты. Эх, времена...
Кто не знает, ещё и продукты по талонам - по месту жительства. А теперь что? Теперь бери - не хочу, а иной раз хочу, да денег не хватает. Скосишь глаз на "самсунг" какой, облизнёшься на осетринку, купишь пару кило картошки, вилок капусты, мяса кило да моющие средства и - домой с авоськой и полупустым бумажником. Красота, в общем, торговые залы, витрины ломятся, и никто локтями тебя не пихает. Исчезло слово "дефицит" из нашего лексикона.
Но что интересно: дефицита нет, а очереди остались! И ведь за чем, вернее, куда - это тоже очень даже удивительно. Связаны они единым шорохом купюр: одни желают их отдать, другие - получить. Вот и толпится народ в отделениях банков, кассах электросети, водоканала, газопередающей службы. Надо бы всем конторам радоваться тому, как выросла абонентская сознательность, но восторга от них не дождешься. А народ, повторюсь, нервный. И чего суетиться, казалось бы, стой себе, ожидай, наслаждайся общением. Нет, так и норовят поскандалить меж собой, с кассирами, инспекторами.
Я тут в водоканале устал склоки в очереди слушать, дай, думаю, к специалисту по воде какому загляну. Заглянул. Весёлый такой. Квитанции свои ему разложил, так, мол, и так, всё, дескать, оплачено, откуда, объясните, вдруг долги вылезли, к тому же трёхлетней давности. А он, глядя на цифру, аж рассмеялся: об чём, говорит, разговор? Разве это долг? Подумаешь, каких-то 200 тысяч! Люди из-за миллионов разбираются, понятно… Раз компьютер сумму показывает, молча заплатите и всё.
И правда, мне аж стыдно стало. Перед компьютером, который всё знает и лучше меня мои расходы-доходы считает. И чего это я? Из двух пенсий наших с бабкой как-нибудь выкроим - не миллионы, слава богу.
А у других-то, у других… Откуда только берутся? Толпясь в горгазе, озаботился этим вопросом на свою голову. Народ-то нервный! Все ворчат - кричат, кроют, почём зря, парнишек, которые в мониторы уткнулись.
Историй много наслушался. Но заметил, люди прямо горят желанием расплатиться за голубое топливо. Сколько помещений приёмом денег занимаются и не успевают! Вот одна тётушка давай причитать, мол, два миллиона ей назначили, ещё и газ отрезали, пока никого дома не было. За что, почему? Дома же ни отопления, ни горячей воды. Публика сочувствует, возмущается. Я же возьми да ляпни: а как, спрашивается, деды и прадеды наши жили? И ничего, нас поднимали, заводы-фабрики строили, хлеб растили. Ох, язык мой - враг, налетели на меня.
Вынырнул оттуда, нырнул в соседнюю кассу. А там мадам в расстроенных чувствах, ей, видите ли, не нравится, что пришёл маляр и давай стены красить. Шуба-де у ней дорогая, вдруг закапает ненароком, испортит вещь. Мужик-молодец, в дискуссию не вступает, молча орудует своим инструментом, шаркает, мажет, в общем, свою работу делает, не обращая внимания на дамский визг. Но тут ещё одна нервная особа ей вторить стала. Давай страдать, что аллергия у ней, запах краски не переносит. И не сказать, чтоб уж так сильно пахло, слегка только воздух в набитом помещении испортился. А раз диагноз у тебя, то сиди себе дома, не ходи в присутственные места, правда же?! Но особа отправилась жаловаться.
Любопытно мне стало, за ней двинулся, чего, думаю, она начальнику предъявит? Руководства, разумеется, на месте нет - ни первого лица, ни второго, ни третьего. Бедная девушка в приёмной в толк не возьмёт, что раздражённая особа от неё требует. Даже предложила помочь пройти без очереди. Так та на сговор не соглашается, твердит об уважении к абонентам, о запрете малярных действий при людском скоплении. Устав и не поняв причину сердитости, наконец, послала посетительницу к начальнику отдела. Ох, и смешная тётка!
И чего иные бесятся? С меня брали бы пример. Ну, не совсем с меня, а с гражданина, стоящего впереди. Умный мужик, сообразительный. Надоело, говорит, тут торчать, ещё в электросеть надо, а там тоже кассы "онлайн" имеются. Ухватился я за чужую идею и бегом на трамвайчик. В энергосбыте на Бируни четырёх человек переждал, внёс оплату за газ-свет, а то, что не протиснулся к компьютеру до обеда, дабы цифры проверить, не страшно. Всё ещё впереди, главное - в руках себя держать и радоваться, что не за хлебом топчемся!
Тарас НАСМЕШКИН.
Карикатура Е. Романенко.