Эксклюзив от Шухрата Хайдарова

- Все произошло просто: отец отдал меня в ученики мастеру-ювелиру. До этого я был равнодушен к этой профессии. Но когда начал учиться, почувствовал большой интерес и втянулся в это дело.
- Что вас заинтересовало больше всего?
- Мне было интересно всё. И процесс подготовки материала, формы, первоначальные чертежи…
- Вы говорите "чертежи". До этого вы рисовали, лепили? 
- Рисовал, лепил из пластилина, как и все дети, не более. Но, думаю, какие-то задатки у меня всё же были. Без этого, невозможно заниматься творчеством. И здесь добавлю, что ювелиру необходимо иметь усидчивость, терпение. А самое главное – любить своё дело. 

- Я и раньше бывал в мастерских местных ювелиров. Но то, что вижу у вас, не видел нигде – мощные компьютеры, микроскопы, сложные аппараты…
- Дело в том, что я много работаю над собой, слежу за тенденциями развития этого искусства в мире и до сих пор учусь. 3D-программы позволяют мне проектировать будущую вещь в четырёхмерном измерении. То есть, я создаю вещи сначала на компьютере и знаю не только узоры, но и размеры, вплоть до того, сколько будут весить колечко, серьги и т.д., сколько материала на это уйдет.
- Кто был вашим проводником в мир высоких технологий?
- Осваивал специальные программы для ювелиров – Matrix и Desk Protо - самостоятельно. Они позволяют проектировать изделия, высчитывать затраты и отправлять готовые проекты в 4D-машину для резки. Вон в том углу у меня как раз и работает такой аппарат.
- Очень интересно. Сейчас этот аппарат режет золото или серебро?

- Он режет специальный ювелирный воск. Это своеобразный твердый, но эластичный материал. Затем мы получаем форму, отливаем в металле и т. д. Поэтому у нас четкое разделение труда – кто-то работает с воском, кто-то готовит формы, кто-то шлифует. Так работают во всем мире в известных ювелирных фирмах. Каждый из моих учеников специализируется на чём-то. И в этом могут превзойти меня. Например, сейчас моя ученица, которая работает с воском, делает это лучше, чем я. Потом компьютерные программы позволяют мне отправлять проект заказчикам по Интернету. То есть, можно ко мне и не приходить. Это снимает многие вопросы, такие как "я хотела немножко по-другому", "а нельзя ли было вот так?".
- Как рождаются идеи?

- Я живу в Самарканде, атмосфере Востока, мне иногда достаточно посмотреть на наши памятники, как в голове рождаются новые идеи. Сама мастерская, где мы сейчас сидим с вами, способствует этому, ведь она расположена на улице Заргарон – ювелиров, здесь когда-то был ювелирный квартал…  
- В компьютерных проектах украшений, созданных вами, чувствуется синтез Востока и Запада. Можете ли вы работать исключительно в классическом, скажем, самаркандском стиле?
- Конечно, да. Ювелир должен уметь делать всё. Но я намеренно этого не делаю. У меня другое направление. Поэтому, если ко мне придёт заказчица с такой просьбой, я направляю ее к моим знакомым мастерам. Точно так же, если кому-то нужно получить эксклюзивную вещь в традициях европейского ювелирного искусства, наши национальные мастера советуют обратиться ко мне. 
- Можете ли сказать, что изменилось во вкусах за последние, скажем, двадцать лет?

- Мода зависит не только от времени, но и от места. Я работал и в других странах. Поэтому могу сравнивать. Например, самаркандские женщины любят больше массивные украшения, а в Ташкенте или городах России, Казахстане – отдают предпочтению маленьким и изящным вещам. Потом сейчас уже не в моде браслеты в национальном стиле "билак-узук". Более востребованы браслеты, состоящие из многих частей. Тут, думаю, на наших женщин оказывают влияние мировые тенденции. У мужчин есть интерес к браслетам для наручных часов. 
- Какие у вас планы на будущее?
- Я мечтаю купить лазерную машину, которая позволяет делать более сложные и тонкие вещи. Потом хотелось бы запатентовать свой бренд, как у известных ювелирных фирм в мире. В нашей стране сейчас происходят большие изменения в сфере предпринимательства, это очень здорово и вселяет надежду, что мои мечты вполне осуществимы.
- Спасибо за интервью. Желаем успехов в творчестве!

Беседовал 
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.