Экономика в цифрах и в жизни: две разные реальности

Каждый год нам сообщают: экономика растет, ВВП увеличивается. Но чувствует ли этот рост обычный человек? В условиях Узбекистана этот параметр остается скорее абстрактной формулой, чем реальным индикатором уровня жизни. И вот почему.

В основе стратегических параметров развития экономики Узбекистана лежит показатель валового внутреннего продукта (ВВП). С ним соотносят уровень жизни населения, размеры внешнего долга и общий экономический потенциал страны. ВВП - это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. В международной практике он считается ключевым индикатором размера и развития экономики, отражая ее состояние, рост или спад. Правительства, компании и инвесторы используют данные о ВВП для планирования и принятия решений. Учет же ВВП в нашей стране имеет весьма специфический характер, обусловленный рядом факторов.

 Особые факторы

Во-первых, около трети ВВП формируется за счет сельского хозяйства, однако значительная часть продукции производится на приусадебных участках. Учет объемов выращивания и реализации сельхозпродукции (мяса, молока, яиц, овощей, фруктов) практически отсутствует, а статистическая отчетность носит фрагментарный характер.

Во-вторых, миллионы граждан относятся к категории самозанятых - они оказывают транспортные, швейные, строительные, бытовые и другие услуги. Организовать системный учет их деятельности невозможно, хотя именно этот сектор стал главным источником роста ВВП в последние годы.

Третий фактор: в каждой области действуют десятки тысяч малых предприятий, а их статистическая отчетность подается один раз в год, и проверить достоверность этих данных практически невозможно.

Сложность расчета ВВП очевидна уже из его определения: какие цены считать рыночными и что относить к конечным товарам и услугам?

Например, цены на один и тот же товар в супермаркете и на дехканском рынке могут различаться вдвое. Из пшеницы получается мука, из муки - хлеб и кондитерские изделия. Как учитывать объемы выпечки, если лепешки по всей стране производятся индивидуально и без отчетности? Подобные сектора можно лишь приблизительно оценить, что снижает точность показателя в целом.

 Почему ВВП не отражает эффективность экономики

ВВП - валовой, а не качественный показатель. Он не может служить мерилом эффективности экономической деятельности.

Аналогия с промышленным предприятием показательна: общий объем «товарной продукции» не отражает прибыль, рентабельность или производительность труда. Без этих критериев предприятие может быть убыточным. То же касается и страны: рост ВВП не всегда означает рост эффективности.

Ни один отечественный экономист внятно не объяснит, что означает стратегическая цель - «войти к 2030 году в число стран с доходом выше среднего», если не определено, как этот рост ВВП соотносится с реальным уровнем благосостояния.

Статистика позволяет приукрашивать ВВП, корректируя показатели за счет дефляторов или пересмотра методики. На практике рост ВВП сохранялся даже во время пандемии и при сокращении добычи природного газа, хлопка или животноводческой продукции.

Необходимость в подобных манипуляциях отпадет лишь тогда, когда Узбекистан перейдет к экономике знаний - с приоритетным финансированием образования, науки и инноваций.

 Экономическая цель: эффективность или показатель?

Возникает резонный вопрос: есть ли у управленческой элиты истинное желание повысить эффективность экономики, привести ее в соответствие с универсальными законами? Один из таких - закон возвышения потребностей, согласно которому развитие общества порождает новые, более высокие запросы.

Экономическая наука исходит из того, что неограниченность человеческих потребностей - главный стимул роста производства и потребления.

Отсюда - ключевой выбор: продолжать ли считать стратегической целью рост ВВП или перейти к модели, ориентированной на реальное повышение благосостояния народа, как это сделали «азиатские тигры».

 Принципы социального государства

Согласно Новой Конституции, Узбекистан провозглашен социальным государством. Следовательно, все решения должны быть направлены на улучшение благосостояния граждан. Однако введенный по рекомендациям зарубежных экспертов новый порядок тарифов на коммунальные услуги и обсуждение повышения пенсионного возраста противоречат этому принципу.

Проблему можно решать иначе - расширением организованного сектора экономики: созданием таксопарков, строительных кооперативов, укрупнением торговых предприятий. Разница между налогами самозанятых и поступлениями от официальных работников - колоссальна.

Одним из важнейших, можно сказать, революционных шагов на пути к построению социально ориентированного государства стала борьба с бедностью. Революционной ее можно назвать потому, что еще десять лет назад о существовании этой проблемы не принято было даже говорить вслух.

Для оценки уровня бедности был введен показатель минимального размера потребительских расходов (МПР), который в настоящее время составляет 669 тысяч сумов в месяц, или около 23 тысяч сумов в сутки (примерно 2 доллара). Именно на его основе определяется черта бедности.

Много это или мало? Очевидно, что этой суммы достаточно лишь для того, чтобы человек мог продолжать существовать, но не для того, чтобы жить достойно. Нет смысла обсуждать обоснованность такого критерия без ясного понимания структуры потребностей, включенных в указанную сумму, - в разрезе товаров и услуг, возрастных категорий, регионов и сезонных различий.

Заслугой специально созданного министерства можно считать сам факт выбора именно показателя МПР. Однако в ряде стран СНГ применяются более научно и практически обоснованные показатели - такие, как «прожиточный минимум» и «потребительская корзина».

Парадокс заключается в другом: не наладив системный учет обеспеченности семей доходами, достаточными хотя бы для покрытия этих расходов, в статистике поспешили вывести их за черту бедности. Без скрупулезного анализа доходов и расходов населения, без чего невозможно обеспечить адресную поддержку малообеспеченных семей, введение МПР остается, по сути, формальностью.

Кроме того, рост числа самозанятых не означает автоматического роста доходов: когда количество работников увеличивается, общий доход делится между ними. В таких случаях семьи не выходят из бедности - они лишь меняют статистическую категорию.

Согласно пирамиде Маслоу, важнейшая человеческая потребность - питание. Физиологические нормы потребления определяют количество белков, жиров, углеводов и витаминов, необходимых человеку.

Можно ли их обеспечить, имея 23 тысячи сум в сутки? Очевидно, нет. Недостаток полноценного питания приводит к ухудшению здоровья, росту заболеваемости, снижению работоспособности - что в итоге тормозит развитие экономики.

Показатель МПР должен быть закреплен законодательно, иначе социальная политика будет оставаться декларативной. Государство не обязано полностью компенсировать расходы нуждающихся, но должно регулировать цены на товары первой необходимости - через субсидии, размещение культур, контроль торговых надбавок.

Опыт советской плановой экономики показывает: твердое регулирование цен на продукты массового спроса обеспечивает стабильность и социальное спокойствие.

 Только все вместе

Сдерживание инфляции возможно только при скоординированных действиях Центрального банка и экономического блока правительства. Делегирование части функций регионам повысило бы результативность. Пока же целевые показатели не достигаются, что указывает на недостаточную согласованность действий.

Предстоящие всеобщая и сельскохозяйственная переписи могли бы прояснить реальную картину доходов и занятости населения. Однако многолетние переносы и риск «косметического приукрашивания» результатов вызывают сомнение в их пользе.

Если данные окажутся недостоверными, потраченные миллиарды сумов будут напрасными, а программы по повышению благосостояния - неэффективными.

Наряду с материальными мерами важнейшим направлением становится экономическое воспитание населения. За последние годы крестьянам выделено более 360 тыс. гектаров орошаемых земель - ресурса, достаточного, чтобы вывести из бедности более миллиона семей. Однако результаты скромны: внутренний рынок по-прежнему зависит от импорта картофеля и мяса.

Причина - не только в нехватке навыков и капитала, но и в человеческом факторе, прежде всего - в лени. Традиционный образ жизни, основанный на взаимопомощи, часто ослабляет личную ответственность. Необходима не только «вакцина честности», но и «вакцина от лени».

 Путь к обществу благоденствия

Сильные стороны экономики Узбекистана при правильной стратегии способны обеспечить реальное изобилие и высокое качество жизни.

Для этого необходим комплекс мер:

выравнивание доходов между регионами и социальными группами;

сдерживание инфляции;

регулирование цен на товары первой необходимости;

насыщение внутреннего рынка отечественными товарами.

Только так можно не на словах, а на деле искоренить бедность и приблизиться к обществу всеобщего благоденствия.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.