Дом любящих сердец
В декабре прошлого года был закрыт дом «Мехрибонлик» № 1 г. Самарканда. 17 его воспитанников были определены в семейные детские дома, а 24 воспитанника возвратились в родную семью. Мы побывали в доме у семьи Хусеновых, которая взяла к себе на воспитание шестерых детей.
Идея усыновления двоих мальчиков уже несколько лет не давала покоя Джахонгиру Хусенову, который 17 лет назад потерял сына. Спустя годы у него родилась дочка, сейчас девочке 11 лет.
- Я работаю в банке, однажды ко мне подошла воспитатель детского дома, с ней был подросток, которому нужно было открыть пластиковую карту, - начинает разговор отец семейства. – Отмечу, что она часто приводила в банк детей по этой причине. И после её очередного визита я спросил, могу ли усыновить двоих мальчиков. В ответ на мой вопрос женщина дала адрес и попросила подойти в дом «Мехрибонлик». На следующий день вместе с женой мы решили познакомиться с детьми и направились в дом милосердия. Директор, рассказав о предстоящем закрытии детского дома, предложила взять под опеку сразу шестерых детей. Скажу честно, эта идея меня испугала, люди своих детей прокормить и вырастить иногда не могут, а тут целых шестеро. Я настоял на том, что мне нужны двое мальчиков, и каждые выходные мы с женой гостили у ребят, чтобы поближе познакомиться с ними. Каждый раз мне предлагали забрать разных деток. Моя дочь хотела, чтобы у нее были и брат, и сестра, поэтому мы стали забирать деток домой. Сначала на одну ночь, затем на парочку. В итоге настолько привыкли к ним, что готовы были оформить опекунство на шестерых. Такой непростой выбор был обусловлен и желанием деток, которые долгие годы живут вместе и не хотели, попадать в разные семьи.
- Но это еще не всё, - продолжает разговор наш собеседник. - Недавно в семью пришел еще один парень, выпускник того же дома «Мехрибонлик», который учится на юридическом факультете СамГУ. Он сначала пришел оформить пластиковую карту, а затем в разговоре попросил навестить ребят, которых я усыновил. Я пригласил его на церемонию открытия нашего семейного детского дома. Он погостил у нас, а потом сказал, что хочет остаться навсегда, - с улыбкой произносит Ж. Хусенов. – С тех пор он живет с нами. Спустя несколько дней в дом пришел еще один выпускник детдома, и тоже попросил остаться у нас. Честно говоря, я не хотел его брать, но узнав о его нелёгкой судьбе, как однажды его приютили, а затем «вышвырнули» приемные родственники, не смог отказать. Так мы и живем - одной большой семьёй.
Пообщавшись с детьми, услышали их искренний рассказ о любви и ласке, которые они получают от приемных родителей. Идея о том, что каждый ребенок должен воспитываться в семье, оправдала доверие, возможно, потому что дети попали в «добрые руки».
По словам матери Ферузы Хусеновой, слияние в единую дружную семью происходило непросто. Были и ссоры, и дерзости, и даже недопонимание. Ведь дети пришли в новую семью уже самостоятельными, с собственным видением и привычками.
- Воспитанники детских домов зачастую имеют «букет» различных проблем, у них отсутствуют элементарные бытовые навыки, - говорит Ф. Хусенова. - Дети привыкли, что им должны помогать в решении всех проблем. Очевидно, что при всём желании персонал детского дома не может обеспечить живущим там детям семейные условия и показать им, что такое родительская любовь. Но самое печальное, они не понимали простых вещей: как себя вести, если пришли гости, что нужно убирать за собой, как разговаривать с родителями.
- Знаете, что для нас сейчас самое главное? Теперь у нас есть родители, - признаётся одна из бывших воспитанниц детского дома. – Возможно, это звучит банально, но воспитатели никогда не смогут подарить нам родительскую заботу и внимание, потому что у них есть свои дети и своя семья. Они приходят на работу и возвращаются в свои семьи, где их ждут. А кто ждет нас, когда мы возвращаемся со школы? Для нас важно, чтобы нас одевали, отправляли в школу, встречали и хвалили за хорошие оценки. Конечно, поначалу нам было сложно адаптироваться, мы переломали кучу посуды, прежде чем научиться её мыть (смеётся девочка). Всему этому не учат в детском доме.
Слова детей еще раз подтвердили простую истину: каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семейном тепле и уюте. Проблема устройства в семьи детей, оставшихся без опеки, для нашей страны очень актуальна.
Каждую неделю приемные родители проходят обучение, которое проводят высококвалифицированные специалисты, которые помогают приёмным родителям преодолевать сложности в отношениях с приёмными детьми. Родители, в свою очередь, делятся опытом, рассказывают о проблемах и пытаются оперативно их решить. По мнению педагогов, необходимо поддержать новоиспечённых многодетных родителей, подсказать им, как реагировать на «неприятие» ребёнком новой семьи. Чтобы благое желание стать семьей для сироты не обернулось катастрофой для приёмных родителей.
Несомненно, все эти дети являются гражданами нашей страны и имеют право на помощь со стороны государства. Помощь должна включать в себя не только достаточную финансовую поддержку, но и обеспечение медицинской помощью, психологической поддержкой и помощью других специалистов. Всё это должно быть на расстоянии вытянутой руки. Приёмные родители не должны оставаться наедине со своими сложностями, при оформлении опекунства приёмной маме государством выделяется заработная плата в размере 4,5 млн. сумов (при отсутствии высшего педагогического образования). Ежемесячная сумма на питание детям (шестерым) составляет 6,4 млн. сумов, на одежду - по 333 тысячи сумов на каждого ребенка.
Известно, что опытом постепенного перевода детей из учреждений интернатного типа в семью был внедрен в 2007-2010 годах в Молдове и признан ЮНЕСЕФ успешным. Подобный опыт практикуется во всем мире. Где-то раньше, где-то позже. Насколько успешным он будет у нас – покажет время!
Замира БАЛТАЕВА.
Фото автора.