До искандеркуля на велосипеде
Пунктом назначения было выбрано озеро Искандеркуль, временем проведения стал конец июня, а в качестве средства передвижения мы решили использовать велосипеды. Почему именно эти время, место и способ передвижения? Потому что с конца июня по начало сентября ночи на высоте относительно теплые, дороги и тропы не заснежены, а реки находятся в наибольшем разливе. Искандеркуль в качестве достопримечательности Таджикистана в рекомендациях не нуждается. Кроме того, почти до самого озера ведет асфальтовая дорога великолепного качества, и это оказалось важным фактором для велолюбителей.
Выбор же велосипеда в качестве транспорта требует более детальных объяснений. Во-первых, мы все привыкшие к нему, используем "железного коня" не только в качестве спортивного снаряда, но и для передвижений по городу. Во-вторых (субъективное мнение, конечно), велосипед оптимальный транспорт для путешествий: на нем можно за день покрывать значительные расстояния, при этом он не требует топлива, держит тебя всегда в хорошем настроении и в хорошей физической форме, позволяет ежеминутно останавливаться и фотографировать красивые пейзажи, не спрашивая позволения у водителя, например.
Однако в какой-то момент к нам пожелали присоединиться друзья на машине, так мы поехали смешанным составом - двое на машине, четверо на велосипедах.
Хотелось бы остановиться на некоторых организационно-технических аспектах. Если вы планируете оставаться в Таджикистане до 30 дней, вам не потребуется никакая виза, однако без регистрации вы можете пребывать на территории страны до 10 дней. Тем не менее, этого времени вам с лихвой хватит на то, чтобы насладиться красотами популярных во всём мире Фанских гор - юго-западной окраины горной системы Памиро-Алай.
Пересечение границы через контрольно-пропускной пункт "Саразм" не вызвало особых трудностей. У пешеходов (и велосипедистов) прохождение всех процедур занимает 20 минут. Однако нам пришлось пару часов дожидаться нашу машину: автомобили досматривают более тщательно, а если перед тобой еще очередь в несколько машин, процесс может значительно затянуться. Нужно учитывать тот факт, что в связи с открытием границ люди, проживающие на приграничных территориях, активно ездят по делам и друг к другу в гости, и поэтому пересекать границу лучше вне "часов-пик" - например, в середине дня или вообще ночью.
С первых же километров внимание привлекла одна немаловажная деталь. Трудно, конечно, сравнивать качество дорог двух стран с разными географическими и климатическими условиями, тем более что в Пенджикенте, как и в Самарканде, свернув с главной улицы, часто погружаешься в царство ухабов и кочек. Но один пример кажется достаточно показательным. Трасса А-377, соединяющая г. Самарканд в Узбекистане с районным центром Айни в Таджикистане. Если сорокакилометровый её участок на территории нашей страны - от Самарканда до границы, пусть и не самого худшего качества, но вызывает некоторые вопросы, то на границе ситуация в корне меняется. Последующие 113 километров до самого Айни - это идеально ровная дорога с чёткой разметкой без единой колдобины. И это при том, что значительная её часть проходит в зоне частых камнепадов, которые разрушают трассу, но ее очень оперативно восстанавливают.
Особо хочется отметить местных жителей, которые по гостеприимству ничуть не уступают узбекистанцам. В какой-то момент даже подумалось, что окажись ты вдруг где-нибудь в центре Таджикистана без денег, одежды и крова и без единого знакомого человека поблизости, ты не то что не испытаешь проблем, но через пару дней тебя, сытого и обогретого, с почётом доставят домой (до границы как минимум). К гостям, как и у нас, отношение особое, которое недавно было закреплено на официальном уровне: президент Таджикистана своим указом порекомендовал стражам порядка не беспокоить граждан других стран без серьёзных на то оснований. Так что, если вы продолжите оставаться законопослушными гражданами на территории этой страны, вряд ли кто-то из сотрудников дорожно-патрульной службы остановит вас даже для проверки документов.
Порадовали также цены на продукты, некоторые оказались очень дешёвыми даже по меркам Узбекистана. Несколько иной оказалась ситуация на самом озере Искандеркуль, массово посещаемом местными и иностранными туристами. Здесь плата взимается буквально за всё: заплатив за въезд на территорию озера, мы увидели, что вся ближайшая часть берега занята отелями, кемпингами и турбазами разной ценовой категории. Так что пришлось еще доплачивать за размещение на турбазе, которая нам выделила уютные палатки с топчанами. Однако всё достаточно демократично: при нежелании или невозможности платить можно остановиться дикарём в симпатичной рощице, но для этого необходимо перебраться на другой берег озера. Либо поставить палатки на уютном островке между двумя протоками вытекающими из озера Искандердарьи в непосредственной близости к берегу водоёма перед въездом на территорию.
Цены на продукты в местном магазинчике тоже смущают - лучше заранее закупить продукты в Айни или в одном из кишлаков перед озером или за ним.
Обменять деньги на местную валюту можно прямо на границе (по менее выгодной цене, естественно) либо в любом банке в Пенджикенте. Брать с собой лучше доллары, евро или другую популярную валюту, хотя и с узбекскими сумами не пропадёшь - лишь немного проиграешь в цене.
В поездке мы провели всего шесть дней. Первый день, однако, велосипедистам дался довольно сложно в связи с длительным отсутствием тренировок. К концу второго дня обладатели велосипедов вошли в ритм, но тут начались проблемы у тех, кто ехал в автомобиле - машина взбунтовалась и отказалась ехать по грунтовой дороге. Из-под капота пошел густой дым, и мы, провозившись пару часов в темноте с двигателем, вынуждены были остановиться на ночлег на перевале в каких-нибудь четырех километрах от озера Искандеркуль.
На следующий день двигатель удалось немного "привести в чувство", во многом благодаря советам проезжающих местных автомобилистов, которые неизменно останавливались возле нас (в том числе и накануне ночью) и предлагали помощь. Лишь на третий день мы достигли, наконец, берегов озера. Как же это было приятно после двух дней приключений и интенсивного вращения педалями сидеть на берегу, пить вкусный чай и слушать играющего на гитаре Матвея. Естественно, не преминули погрузить наши бренные тела в воды Искандеркуля, однако испытали при этом смешанное удовольствие - вода, протекшая всего пару десятков километров с момента своего рождения в ледниках Фанских гор, не отличалась высокой температурой.
Обратный путь проходил уже в более спокойном режиме. Машина, хоть и вынуждена была останавливаться тут и там из-за перегрева двигателя, а средняя ее скорость порой была ниже, чем у велосипедистов, вела себя стабильно и оставалась до конца нашим верным спутником. Да и мы уже попривыкли к физическим нагрузкам, которые стали уже становиться нашим будничным занятием.
Говорят, если человек облетит всю вселенную по кругу, он вернется на родную планету полной противоположностью себя самого. Более короткие путешествия, конечно, не производят столь глобальных изменений, однако каждое из них делает человека немного другим. Вот и мы все вернулись из Таджикистана немного другими - как будто сделали очень важный шаг к совершенству. Совместные путешествия сближают людей, позволяют им лучше узнать друг друга. Путешествия же с единомышленниками, с близкими по духу людьми, с которыми ты сможешь потом всю жизнь делиться впечатлениями, особенно ценны и незабываемы.
Шамиль ГАРЕЕВ,
г. Самарканд.