Джадид Махмудходжа Бехбуди

Родился Бехбуди 19 января 1875 года в городе Самарканде, в семье муфтия. Первоначальное образование он получил у своего дяди и затем продолжил обучение в начальной старометодной школе и медресе. Знал арабский, персидский, русский и другие языки. Исполнял обязанности мирзы и кази, занимал должность муфтия в Джамбае. В 1900 г. совершил хадж в Мекку. В 1903-1904 гг. посетил Москву, Петербург, Казань и Уфу. В 1914 г. путешествовал по Турции, Египту и другим арабским странам. Он имел и религиозное, и светское образование.


Обладая широким кругозором и глубокими знаниями, Бехбуди всегда выступал против консерватизма и невежества и в своих произведениях призывал к правильному пониманию и толкованию исламской религии.
На страницах национальной периодической печати Туркестана было опубликовано множество его статей, посвященных социальным и политическим проблемам Туркестана, а также вопросам культуры, религии и воспитания молодёжи. В центре его внимания постоянно находились вопросы образования и просвещения. В своих статьях "Мурожаат" ("Обращение"), "Саёхат хотиралари" ("Воспоминания о путешествиях"), "Сарт сузи мажхулдир" ("Слово сарт неизвестно") и других он подвергал критике консервативное духовенство, реакционную традиционность и невежество как в образовании, так в культуре, быту и религиозном сознании. 
Вершиной писательского мастерства Бехбуди является драма "Падаркуш" ("Отцеубийца"), вышедшая и поставленная в Самарканде в 1911 году. Она является первой драмой в истории узбекской литературы. Пьеса Бехбуди имела большой успех и была поставлена на сценах театров Самарканда, Бухары и  Ташкента. 


В 1913 г. в Самарканде М. Бехбуди основал газету "Самарканд" (предшественник газеты "Зарафшон") и журнал "Ойна", на страницах которых находили отражение все животрепещущие проблемы того времени. Он поддерживал и другие джадидские издания, сотрудничал с газетами "Садои Туркистон", "Садои Фаргона", "Хуршид".
Махмудходжа автор более 200 публикаций, которые вышли как на узбекском, так и на таджикском языках. В частности, "Мунтахаби жугрофияи умумий" - "Кискача умумий жугрофия" (1903), "Китоб-ул-атфол" - "Болалар учун китоб" (1904) и других.
Бехбуди, как и другие джадиды, выступал за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке, за реформы политического устройства страны. Он боролся за введение в мусульманских школах нового метода обучения, ряда светских предметов.


Недавно заслуженный журналист Республики Узбекистан, писатель Нусрат Рахмат завершил написание романа о Бехбуди под названием "Джадид". 
- За свои прогрессивные взгляды Махмудходжа Бехбуди был убит дважды, - говорит Н. Рахмат. - В 1919 году в Карши он был казнён по приказу бухарского эмира Сейид Алимхана, а спустя 18 лет, в 1937 году, власти объявили Бехбуди "врагом народа", запретили его книги и тем самым "похоронили" его второй раз. Только благодаря независимости имя великого просветителя полностью было восстановлено.
Его произведения включены в учебники и учебные пособия, его именем названы улицы и школы. В настоящее время в махалле "Кушховуз" города Самарканда проживают его правнуки. 

Подготовил Ё. РУСТАМОВ.
НА СНИМКЕ: мероприятие в Институте переподготовки и повышения педагогических кадров, посвященное М. Бехбуди.