Дирижёр, композитор, педагог, руководитель…

В эти дни общественность нашей республики отмечает 110-летие со дня рождения выдающегося дирижера, композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля Мухтара Ашрафи. Его многогранная деятельность была отмечена высокими званиями: Народный артист СССР, лауреат государственных и международных премий имени Дж. Неру и Г. А. Насера. Он был обладателем многочисленных орденов и медалей. Он по праву считается одним из крупнейших узбекских композиторов и значимой фигурой в музыкальной жизни страны: в 1943-1947 годы М. Ашрафи возглавлял Ташкентский театр оперы и балета имени Навои, в 1964 году основал такой же театр в Самарканде.

Человек высокой культуры

По мнению искусствоведов, М. Ашрафи навечно вписал свое имя в историю музыкального и театрального искусства Узбекистана, оставшись для многих непревзойденной Личностью.   Музыканты перед ним трепетали. Но не из-за страха, а глубокого уважения. К нему приходили за гармонией, покоем и мудростью. И те, кто был к нему близок, знали, что для Ашрафи мира вне музыки не существовало.

Композитор обладал удивительными музыкальными и организаторскими способностями, неповторимым талантом. В 27 лет М. Ашрафи был удостоен звания «Народный артист Узбекской ССР», а в 39 лет – стал Народным артистом СССР.

В 1943 году за «Героическую симфонию» узбекский композитор был удостоен Сталинской премии второй степени, а денежную сумму премии в размере 50 000 рублей он передал в Фонд обороны на создание авиаэскадрильи и танковой колонны.

Мухтар Ашрафович был человеком высокой духовной культуры. Будучи высокообразованным человеком, он владел одиннадцатью языками.

Его любимым занятием было чтение, о чем свидетельствуют воспоминания членов его семьи, коллег, учеников, а также директора Мемориального музея-квартиры Мухтара Ашрафи Н. К. Гуновой. Наталья Константиновна бережно хранит все, что связано с маэстро, включая его богатую библиотеку, состоящую из книг по истории, философии, музыке, справочных и энциклопедических изданий, художественной литературы, книг на иностранных языках.

А на концертной эстраде и за дирижерским пультом театра маэстро всегда появлялся во фраке и бабочке. Дирижируя, он становился частью сочинения.

Ректор знал каждого студента в лицо

Более 30 лет своей жизни Мухтар Ашрафович посвятил созданию дирижерской школы Узбекистана, воспитав целую плеяду замечательных музыкантов. Он был легендой, и имя его было притягательным для молодежи, стремившейся попасть в его класс. А вот он их выбирал очень придирчиво, и занимался только с теми, в ком чувствовал потенциального дирижера.

Его административная деятельность не знала отдыха. Он помнил обо всем и поспевал всюду. Мало сказать, что ректор знал каждого студента в лицо, он знал его нужды, склонности и слабости. Мухтар Ашрафович отвечал молодежи и коллегам с удивительной толерантностью, сочетая при этом поразительную доброжелательность и строгость, а в случае человеческой или творческой непорядочности – мог быть как жестким, так и непримиримым.

Он воспитал своих учеников высокоталантливыми и разными в творческой палитре. Среди его учеников, высоко-индивидуальные дирижёры: Дильбар Абдурахманова, Абдугани Абдукаюмов, Гани Туляганов, Куванч Усманов, Сулейман Шадманов, Фазлиддин Якубжанов, Владимир Неймер, Батыр Расулов, Элдар Азимов.

Всемирное признание узбекского музыканта

Он любил и ценил талант во всех его проявлениях. Интересно, что и за пределами консерватории Мухтар Ашрафович неизменно искал молодых, талантливых исполнителей, стараясь привлечь их к участию в различных концертах и постановках, а потом внимательно следил за их развитием.

Встав за дирижёрские пульты многих стран мира, дирижёр Мухтар Ашрафи убедительно показал масштаб достижений дирижёрского искусства своей Родины. Он дирижировал в России, Египте, Индии, Европе - и везде был внятен, весом и самобытен, вызывая искреннее уважение и почитание.

Собрав вокруг себя едва ли не весь цвет музыкального искусства, Мухтар Ашрафи сделал всё, чтобы расцветала композиторская школа Узбекистана. Впитав вековые основы и устои народной музыкальной культуры, Мухтар Ашрафи бережно сплёл её достижения с ветвями мирового музыкального искусства. Став мастером композиции, он всю жизнь искал новые пути и направления в классической музыке Узбекистана.

Из биографии

Мухтар Ашрафи родился 11 июня 1912 года в Бухаре.

В 1929-1931 годах обучался в Самаркандском техникуме музыки, театра и хореографии, затем 1934-1937 годах в Московской консерватории у Бориса Шехтера и Сергея Василенко, наконец, в 1941-1943 годах в Ленинградской консерватории у Максимилиана Штейнберга. В 1948 году окончил экстерном дирижёрский факультет Ленинградской консерватории.

В 1944 году М. Ашрафи получил должность профессора Ташкентской консерватории, с 1947 по 1962-й и с 1971 по 1975 годы был ректором этого вуза.

Совместно с С. Н. Василенко в 1939 году М. Ашрафи написал первую узбекскую оперу «Буран» и поставил её на сцене Узбекского академического театра оперы и балета им. Навои. Он также автор опер «Великий канал» (1941 г.), «Дилором» (1958 г.), «Сердце поэта» (1962 г.), балетов «Амулет любви» (1969 г.), «Героическая симфония» (1942 г.)

За кантаты «Узбекистан» (1947 г.) и «Песнь о счастье» (1951 г.), композитор получил Государственную премию СССР. М. Ашрафи также написал оркестровую сюиту «Ферганская» (1943 г.), музыку к фильмам и другие сочинения.

За большие заслуги в развитии музыкального искусства в 1970 году ему была присуждена Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы.

В 1975 году вышла из печати книга воспоминаний композитора «Музыка в моей жизни», а год спустя, уже после его смерти, его имя было присвоено Ташкентской консерватории.

В честь выдающегося узбекского композитора, одного из создателей национального оперного искусства Мухтара Ашрафи, создан музей в квартире, в которой композитор жил с 1969 по 1975 годы.

М. Ашрафи ушёл из жизни 15 декабря 1975 года и похоронен в Ташкенте.

Подготовил Ёрмамат РУСТАМОВ.